01.06.2004

Рекорд на Невском



Анастасия Ясинская

 — Несмотря на активное строительство в Петербурге торгово-развлекательных комплексов, интерес ритейлоров к помещениям на оживленных магистралях не снижается. На Невском проспекте зафиксирован очередной ценовой рекорд: ставки аренды в $2000-2500 за 1 кв. м в год и цена продажи $10 000 за 1 кв. м. Но даже при таких ценах свободные площади на рынке практически отсутствуют, а сделки чрезвычайно редки.

По оценке компании “Бекар. Коммерческая недвижимость”, за 2003 г. арендные ставки на торговые помещения в среднем увеличились на 20-25%, а продажная стоимость магазинов — на 25-30%. Плавный ценовой рост продолжается и сейчас.

Торговцам, которые намерены обосноваться на Невском, придется платить в среднем $1200-1800 за 1 кв. м в год. Правда, некоторые арендаторы договариваются с собственниками за $850-950 за 1 кв. м в год.

Второе место по стоимости аренды по-прежнему удерживает Большой проспект Петроградской стороны со ставками от $600 до $1200 за 1 кв. м в год. Специалисты компании Colliers International отмечают, что эта магистраль из-за дефицита помещений на Невском вызывает все более пристальный интерес арендаторов и стремительно дорожает. Рядом со станцией метро “Петроградская” уже появились предложения по $1500-1800 за 1 кв. м в год. На Литейном, Владимирском, Загородном и Московском проспектах магазины сдаются по $500-1400 за 1 кв. м в год.

При продаже торговых площадей минимальный уровень цен в “спальных” районах составляет $1000 за 1 кв. м; объекты в престижном центре “уходят” по $3000-3500 за 1 кв. м; на Невском зафиксирована сделка по $6000 за 1 кв. м. Заместитель генерального директора центра недвижимости “Ината” Александр Степанов полагает, что возможен дальнейший рост цен. Уже сейчас, по оценке Степанова, примерно 80% клиентов хотели бы приобрести помещения под магазины в собственность, однако из-за отсутствия предложения вынуждены соглашаться на аренду.

Аналитики компании “Астера” отмечают: если условия аренды в торговых комплексах диктуют “брэндовые” арендаторы, которым предлагаются более льготные условия, чем мелким фирмам, то на рынке “встроек” главенствуют владельцы недвижимости.

Тем не менее сетевики продолжают охотиться за встроенными помещениями на главных магистралях. Например, недавно появившаяся в Петербурге столичная компания “Красный куб” наряду с торговыми точками в ТК “Сенная” и “Кировский Пассаж” обзавелась двумя магазинами на Невском проспекте и одним на Среднем проспекте Васильевского острова. По такой же схеме сейчас развивается в городе и другая подарочная сеть — LE FUTUR. “Отдельный магазин с престижным адресом — это респектабельный имидж, к которому стремятся сетевики”, — комментирует руководитель отдела коммерческой недвижимости компании “Адвекс-РОССТРО” Татьяна Кирсанова.

В Петербурге постепенно формируются однородные торговые коридоры. Магазины со схожим ассортиментом тяготеют друг к другу, что на первый взгляд противоречит законам конкуренции. Например, на Загородном проспекте в изобилии представлены бытовая техника и электроника, на Владимирском один за другим выстроились обувные магазины, Большой проспект Петроградки оккупируют бутики.

На самых оживленных пятачках города, казалось бы полностью освоенных ритейлорами, строятся и новые торговые центры. АО “Норд” — владелец ресторана и клуба “Голливудские ночи” на Невском проспекте, 46, — сворачивает прежний бизнес и намерено превратить это здание в торгово-офисный комплекс общей площадью 8000 кв. м. Летом 2003 г. в соседнем доме на Невском, 44, уже заработал элитный торговый центр “Гранд Палас”. Одним из учредителей одноименного ООО также является “Норд”. Концепция будущего ТК — брэндовая торговля, ориентированная на средний класс. Диапазон арендных ставок — $840-1200 за 1 кв. м в год. “Чем плотнее торговая зона, тем привлекательнее она для покупателей, — комментирует менеджер проекта Елена Шевченко. — На отрезке Невского проспекта между Михайловской и Садовой улицами сосредоточены главные городские универмаги, около 90 дорогих бутиков собраны в „Гранд Паласе“, однако марки, популярные у покупателей со средним достатком, здесь пока практически не представлены. Когда и эта рыночная ниша будет заполнена, в квартале сформируется универсальная торговая зона, не имеющая аналогов в городе”.

Стройка “Норда” должна завершиться к концу 2005 г., а уже этой осенью в реконструированном здании на Невском проспекте, 38 (напротив гранд-отеля “Европа”), заработает новый офисно-торговый центр класса “А”. Проект стоимостью 35 млн евро реализует “Промышленно-строительный банк” (ПСБ). В шестиэтажном комплексе (общая площадь — 14 700 кв. м) будет около 3000 кв. м торговых помещений на двух нижних ярусах: первый займут магазины высшего класса, на втором появится галерея бутиков или универмаг средневысокого ценового уровня. При арендных ставках в 1300-1700 евро за 1 кв. м в год (без НДС) спрос на помещения велик. Соседство с “Гранд Паласом” не смущает управляющих проектом “Невский, 38”. “В городе проблемы с элитными магазинами, — сетует заместитель генерального директора по инвестициям „Менеджмент Компании ПСБ“ Лев Пукшанский. — Средний класс к ним близко не подходит, а состоятельная публика по-прежнему в основном отоваривается за границей, сетуя на отсутствие предложения в Петербурге. Нужно ломать стереотипы и открывать новые бутики, причем не во встроенных помещениях на тихих улочках, а в элитных торговых центрах”.

В ноябре в одной из самых оживленных торговых зон города — рядом со станцией метро “Ленинский проспект” — должен заработать ТК “Французский бульвар”. Это первый адрес в инвестиционной программе компании “Макромир”. Его общая площадь — 19 000 кв. м (арендопригодная — 11 000 кв. м). Прогнозируемая загрузка к открытию — 100%. Уже подписаны контракты более чем с 60 арендаторами, среди которых “Перекресток”, MEXX, TJ Collection, Morgan, “Бюстье” и др. Эти компании уже представлены в петербургском секторе street retail.

Пока конкуренции между “встройками” и ТК в Северной столице не ощущается. Начнется ли она и кто выиграет в ценовой борьбе, станет ясно, когда девелоперы реализуют свои планы по удвоению городского торгового пространства, то есть в ближайшие три-четыре года.



Ведомости