20.05.2004

"Диана" идет в провинцию. Сеть химчисток выходит за пределы Москвы



Юлия Ярош

         Крупнейшая сеть химчисток "Диана", ограничивавшаяся до сих пор только обслуживанием москвичей, решила стать компанией национального масштаба. "Диана" начала открывать фабрики-химчистки и приемные пункты в Подмосковье, а в 2005 г. займется освоением других областей Центральной России. Участники рынка считают, что из-за специфики прачечного бизнеса построение национальной сети проходит очень непросто.

        Холдинг "Диана", основанный в 1993 г. , владеет в Москве сетью из 13 фабрик-химчисток и более 280 приемных пунктов. В него также входит фирма "Диана-Трест", продавец оборудование для химчисток, и консалтинговая компания. Эта сеть, по данным президента Ассоциации химчисток и прачечных Алексея Летина, является самой крупной в России. Владеют холдингом гендиректор сети "Диана" Дмитрий Несветов и ряд физических лиц, чьи имена не раскрываются. Финансовые показатели сети также держатся в секрете.

        "Диана" собирается превратиться в общероссийскую сеть химчисток-прачечных, открыв собственные фабрики и приемные пункты в регионах, рассказал "Ведомостям" гендиректор сети Дмитрий Несветов. В апреле "Диана" открыла свою первую фабрику за пределами Москвы - в подмосковном Троицке, а в III квартале этого года заработают предприятия в Клину и Егорьевске (также Московская область). В ближайшие два года сеть рассчитывает открыть около 10 фабрик в Московской области, а в будущем году начать строить фабрики и в других областях центрального региона. Приемные пункты "Дианы", "приписанные" к троицкой фабрике, уже появились в Серпухове, Подольске, Наро-Фоминске, а также Калуге и Обнинске.

        До сих пор в этой сфере услуг не было сетевых предприятий, претендующих на национальный статус. Один из руководящих менеджеров сети "Лавандерия" - ближайшего конкурента "Дианы" - сообщил, что сейчас его сеть включает 3 фабрики и 60 пунктов приемки в Москве, а в некоторых городах работают химчистки под маркой "Лавандерия" с согласия московской компании, которая поставляет оборудование и в некоторых случаях разрешает клиентам использовать свою вывеску. "В этой сфере [химчисток и прачечных] очень сложно "расставить" производство и контролировать отдачу средств. Единственное, что еще более-менее допустимо, - это франчайзинг", - говорит он, объясняя свое скептическое отношение к планам "Дианы". Президент Ассоциации химчисток и прачечных Алексей Летин не столь категоричен. С одной стороны, владельцам химчисток трудно контролировать качество на местах, с другой - региональный рынок пока совсем не развит, рассуждает он. По словам Летина, в Москве сейчас около 150 фабрик химчисток-прачечных, и, хотя у "Дианы" их всего 13, она смогла занять приблизительно 25% столичного рынка. "В Москве развиваться больше некуда, а в регионах их предприятия могут быть конкурентными", - считает он. По данным Ассоциации химчисток и прачечных, в России одна химчистка приходится на 160 000 жителей (в Москве - на 100 000) в Германии - на 10 000, в Италии - на 5000, в США - на 12 000.

        По словам Несветова, инвестиции в фабрику в Троицке, которую он называет типовой, составил около $200 000. Фабрика при односменной работе может обрабатывать в месяц более 8000 вещей в химчистке и 10 т белья в стирке. В следующем году "Диана" предполагает инвестировать по крайней мере $5 млн в открытие аналогичных предприятий в Центральном регионе, говорит Несветов. Емкость московского рынка услуг прачечных и химчисток он оценивает примерно в $115 млн в год.

        "Если им удавалось успешно развиваться в Москве, то скорее всего удастся и в регионах, если учесть, что платные услуги становятся там все более и более востребованными", - уверен Марат Ибрагимов, аналитик инвестиционной компании "Проспект". А пресс-секретарь "Седьмого континента" Анна Зайцева считает, что выход в регионы компании сферы услуг, часто арендующей площади в торговых центрах, будет положительно воспринят ритейлорами, потому что они смогут получить проверенного партнера в своих региональных магазинах.



Источник: Ведомости