14.05.2004

Невил Броуди: "В следующий раз я привезу краску для стен!.."



Влад Васюхин

"Да у нас еще никогда не было столько народу на лекции!" - пискнула одна барышня, протискиваясь в переполненный актовый зал "Строгановки".
"А здесь еще из "полиграфа" много…" - заметила ее подружка. Им, как и мне, стульев или места на галерке, не хватило. Пришлось стоять в проходе, личным примером подтверждая, что яблоку реально негде упасть... Будущие и настоящие дизайнеры и просто любопытствующие дружно пришли послушать и посмотреть знаменитый бренд - Невила Броуди (Neville Brody). 47-летний британский дизайнер, породивший толпы имитаторов, мастер, которого давно называют великим, впервые посетил Россию.



Пригласила его некоммерческая организация "Новая графика" в рамках проекта, цель которого - "познакомить новое поколение российских дизайнеров с опытом мастеров мирового уровня и представить молодых российских профессионалов и их лучшие работы международному сообществу". По словам организаторов, есть договоренности с ведущими дизайнерами Европы, Азии и Америки. И Броуди - первая ласточка.

КСТАТИ:
"Более 20 лет Броуди активно работает в авангарде графического дизайна. Его работа в качестве арт директора журнала The Face, (ставшая началом "новой волны" 80-х) принесла ему мировую славу. Среди других изданий, над оформлением которых работал Броуди, Arena и Observer. Он был дизайнером многих вебсайтов, в частности Guardian Unlimited. Первая из двух его монографий, вышедшая в 1988 году стала мировым бестселлером. Выставку его работ в The Victoria & Albert Museum, посвященную выходу этой книги, посетили 40 000 человек. В 1994 году он создал Research Studios с офисами в Лондоне, Париже и Берлине и дочернюю компанию Research Publishing, которая занимается разработкой и изданием экспериментальных мультимедийных проектов, созданных молодыми дизайнерами" (Из пресс-релиза).

…Как и положено звезде, Броуди со свитой появился в зале с 20-минутным опозданием, а после тут же удалился "на пять минут", чтобы дать интервью вечно спешащим телевизионщикам.

Бывший панк и поклонник Уильяма Берроуза, Невил сразу подкупил аудиторию своей демократичностью и непосредственностью: "Мне сказали, что если сегодня в этом зале что-то случится, то Москва потеряет большую часть дизайнерского сообщества… - пошутил мэтр и принялся возиться с ноутбуком. - Немножечко все в таком беспорядке… Извините, ребята: не могу найти свои файлы! Обычно мы дружим с компьютером, но, кажется, сегодня у него плохое настроение… Светловато здесь… Может, подождем несколько часов?"

Зал действительно был не очень-то приспособлен для показа слайдов. Но собравшиеся с интересом таращились на экран, особенно, когда Броуди демонстрировал и комментировал новые работы. Гость был лаконичен, но при этом чутко реагировал на дыхание аудитории. Услышав, как у кого-то опять заиграл мобильник, не без иронии заметил: "У нас в Англии есть грузовики, которые развозят мороженое, так вот у них точно такая же музыка. Мне, пожалуйста, ванильное!.."

Шутки шутками, но первым делом, как и положено джентльмену, Броуди признался, что для него честь и радость быть в Москве и представлять здесь свои работы. И что, когда он учился в колледже (а это престижный London College of Print), его героем был наш знаменитый конструктивист Александр Родченко: "Я часто тогда думал, как бы он поступил в той или иной ситуации, что бы сделал…"

Следом Невил поблагодарил студентов "Строгановки", которые накануне открытия в их учебном заведении выставки его работ… прилежно мыли старые стены. "В следующий раз, если я приеду, то привезу краску, - пообещал Броуди и обратился к сидевшему в первых рядах руководству "Строгановки". - Может, у университета не хватает денег?! Я буду рад помочь…"

Вообще, легкие шпильки в адрес благодарной публики классик отпускал постоянно: "Я завидую тому, как хорошо вы рисуете! Я так не могу. Но тратить на это несколько лет… И, скажите, почему все работы одинаковые? Для меня это как технические рисунки машин. Я не вижу за этим личности, индивидуальности".

Накануне публичной лекции Броуди провел закрытый мастер-класс для студентов, и теперь не без удовольствия поддразнивал профессоров: "Если кто-то из учащихся меняет эти правила и хочет показать свою личность, вы их выгоняете?"

Но, конечно, все это было "гарниром" выступления, а "мясом" - работы Броуди и его коллег. Показывая картинки (плакаты, упаковку, журнальные обложки, логотипы etc), он иногда сообщал и о том, как проходила работа над проектом. На примере свежей рекламы для Kenzo продемонстрировал один из своих фирменных приемов - использовать необычные имиджи: "Это как бы видеозапись, когда у картинки есть глубина и движение".

Избегать клише - один из главных принципов его студии. Оформляя спортивный магазин в Париже, Броуди и его команда отказались от изображений бегущих и прыгающих людей. И одним из элементов интерьера стало огромное изображение спортивной туфли. "Этот ботинок наш дизайнер носил целый год!" - прокомментировал мэтр.

Будучи человеком далеко не бедным, Броуди тем не менее терпеть не может буржуазность и всячески демонстрирует свой бунтарский дух. И вот в одной из реклам - некоммерческого музыкального проекта - он использует сгоревший "мерседес".

Было забавно узнать, что живой классик тоже страдает от тупых клиентов. Рассказывая о рекламе, которую он делал для одного журнала, Невил воскликнул: "Они дали самые ужасные фотографии моделей! К тому же, у них не было достаточно денег, и мы не могли показывать лица этих моделей".

Броуди - экспериментатор. О своем проекте "Детонатор" он говорит так: "У нас была абстрактная живопись, музыка, архитектура, но не было абстрактного графического дизайна. Я им занимаюсь…"





Вторая часть его выступления (без картинок) оказалась необычна. Броуди стал размышлять о ситуации в современном графическом дизайне, признавшись, что "трудно обсуждать дизайн, когда мир так нестабилен". Это были тезисы из прочитанной им не так давно в Нью-Йорке лекции "Что дальше?" Понятно, что дальше ничего хорошего, ибо "мы увязли в мире страха. Страха, что мы не выживем, страха потерять работу, страха критики, страха быть не такими, как все, страха открыто критиковать свои правительства и их действия, страха неудач, страха, что что-то, все равно что, случится, боязни страха".

И напоследок еще несколько цитат, записанных на выступлении Броуди.

О простоте: "Не усложняйте! Мы стараемся делать все, как можно проще. Удаляем все ненужное. Удаляем, удаляем, но так, чтобы композиция не развалилась. Иногда разваливается…"

О дизайне: "В прежние времена было проще понимать, что такое дизайн. Сейчас это больше инструмент рекламы. Граница между рекламой и дизайном размыта".

О дизайнерах: "Мы - посредники между обществом и информацией. Мы отвечаем за то, как будет восприниматься идея. Мы выбираем, как будет представлен тот или иной факт. На нас лежит ответственность, и нельзя сказать: мы сделали так потому, что так хочет клиент. Реальность заключается в том, что мы создаем культуру, а не бизнес".

Об одном из клиентов: "Мы их уволили! Иногда вам нужно увольнять своих клиентов. Это поможет чувствовать себя лучше… Но потом вам придется голодать!"

О языке: "Язык - это контракт между двумя существами. Его можно изменить, разделить. Можно создать новый язык".

О понимании: "Иногда вещи, которые мы считаем прогрессивными, другим кажутся агрессивными".

О культуре: "Ощущение, что мы живем в обществе переработанной культуры, в клонированном мире".

Об информационном буме: "Каждый день, удалив из своей почты спам, я все равно обнаруживаю примерно 50 писем, на которые приходится отвечать, иначе их авторы подумают, будто я их ненавижу. Это отнимает несколько часов… Единственный выбор, который у нас есть, это что-то выключить".

О бизнесе: "Я не спорю с развитием бизнеса, я спорю с насаждением масс-культуры".

О деньгах: "Когда я начинал работать, деньги не имели для меня большого значения. У меня не было денег, но я верил: то, что я делаю, может изменить мир, сделать его лучше".

О Москве: "Мне кажется, здесь больше "МакДональдсов", чем в Англии…"

О риске: "Теперь все стало сильно рассчитываться на потребителя, и все рискованное не продается. Но мы уже не верим, что можем стать лучше, купив какие-то вещи…"

Об импровизации: "Мы должны приветствовать все незапланированное, что случается в жизни…"