«Би Лайн» выиграл лингвистический искСегодня в Савеловском суде решалось будущее рекламной индустрии: слушался иск неправильно понявшего рекламу абонента сотовой связи к «Вымпелкому». Москвичка Елена Князева решила, что если в рекламе написано, что все входящие – бесплатно, то это значит, что все входящие – бесплатно. Подключившись к «Би Лайну» по тарифу «Супер», у которого «все входящие – бесплатно», Князева решила, что это касается и тех звонков, которые поступали на ее телефон за границей. Поэтому она отказалась оплатить 16 тыс. руб. счета и подала иск на «Вымпелком» с целью возместить нанесенный недобросовестной рекламой и вышеозначенным счетом моральный ущерб, который она оценила в 200 тыс. руб. Но «Вымпелком» справедливо возмутился, мол, дрова: мало ли что в рекламе написано, читайте договор. Директор «Вымпелкома» по связям с общественностью Михаил Умаров заявил «Газете.Ru»: «Этот иск выглядит довольно надуманным: ни одна реклама не дает исчерпывающей информации, не описывает детали, их можно узнать, например, при покупке. Большинство наших абонентов знают, что входящие при роуминге – не бесплатны». По словам господина Умарова, «ВымпелКом» ведет сотни дел со своими абонентами и лишь некоторые из них попадают в фокус общественного внимания. Примечателен скорее тот факт, что гражданка Князева, видимо, решила подать подобный иск, основываясь на западном опыте. В США, к примеру, на маскарадных костюмах Бэтмэна написано, что он не наделяет своего носителя способностью летать, а неосторожное обращение с бензопилой может привести к потере конечностей и даже жизни. И вовсе не потому, что глупые американцы глупы. А потому, что эти американцы подают в суд и выигрывают миллионные компенсации. Из недавних дел такого рода достаточно вспомнить $5 млн, которые отсудила у «Макдональдса» одна старушка потому, что она не знала, что кофе, который продают в этом заведении, – горячий, а потому обожглась. Не менее показателен пример иска к производителю автомобильных домов-трейлеров. Человек поставил машину на круиз-контроль и ушел внутрь кузова сделать себе кофе. Машина, оставшись без управления, разбилась, а оставшийся в живых водитель выиграл в суде $1,5 млн и новый трейлер потому, что инструкции по применению не было написано, что так делать нельзя. Почему такие иски в России не проходят, «Газете.Ru» объяснил адвокат Павел Астахов. Дело в том, что в странах англо-саксонской правовой традиции большинство положительных решений по подобных делам принимает традиционно более «человечный» суд присяжных. В США он имеет право участвовать не только в уголовном, как в РФ, но и арбитражном, и в гражданском производстве. «Если бы Князева подавала иск в США, то присяжным пришлось установить факт: можно ли фразу «все входящие – бесплатно» понимать именно как «все входящие – бесплатно», а не как «все входящие бесплатно, кроме всех входящих в роуминге»» – считает Астахов. В России же судья в таких делах руководствуется принципами разумности и справедливости. И, разумеется, он знает, что в России далеко не каждая фраза «все входящие бесплатно» означает именно то, что 1) все 2)входящие 3)бесплатно. Иначе страшно подумать, на какие бы деньги могли бы попасть «Эльдорадо» и LG, которые «сосут за копейки». Газета.RU |
