31.03.2004

Банки выходят из моды. "Русал" может продать иностранцам два завода "Ростар"



Юлия Федоринова

         Вслед за прокатными предприятиями "Русал" может создать СП с иностранным партнером на базе своих баночных заводов. Как стало известно "Ведомостям", компания уже ведет предварительные переговоры с несколькими международными производителями алюминиевых банок. Аналитики отмечают, что это вписывается в стратегию развития "Русала", и не исключают дальнейшей продажи баночного бизнеса.

        Упаковочный дивизион "Русала" включает в себя два завода: ООО "Ростар" в подмосковном Дмитрове мощностью около 1,3 млрд банок в год и открывшийся в январе 2004 г. ООО "Ростар-Всеволожск", мощность первой очереди которого составляет 850 млн банок в год. Выручка "Ростара", по данным ОФГ, в 2002 г. составила $110 млн, чистая прибыль - $5 млн. В 2003 г. завод выпустил 994,7 млн банок.

        В начале года стало известно, что "Русал" начал переговоры с мировым алюминиевым гигантом Alcoa по продаже или созданию СП на основе своих прокатных активов - Самарского метзавода и Белокалитвинского металлургического ПО. А теперь, как стало известно "Ведомостям", "Русал" не прочь обособить и свои баночные активы, передав их в СП с одним из мировых производителей алюминиевых банок. "Баночный рынок в России сейчас растет, но практика отношения с глобальными потребителями, такими как Coca-Cola или PepsiCo, такова, что они хотят заключать контракты с поставщиками, которые могут обеспечить их потребности не только в России, но и на мировом рынке, - поясняет собеседник "Ведомостей" в "Русале". - Для "Ростара" это пока затруднительно. Мы не можем предоставить нашим клиентам полный сервис в глобальном масштабе". Выходом, по его словам, может стать создание СП. По словам источника в "Русале", предварительные переговоры по этому поводу уже ведутся с тремя международными производителями банок.

        Впрочем, "Русал" может и оставить у себя баночные предприятия. В этом случае компания будет активно наращивать свою долю на рынке баночной упаковки. "Сейчас мы рассматриваем возможность строительства баночных заводов в Новосибирске и на юге России, - говорит собеседник "Ведомостей". - В итоге мы сможем самостоятельно развивать этот сегмент сначала в России, а затем выйти и на иностранные рынки". В частности, он не исключает, что компания может построить завод в Индии.

        На "Ростаре" соглашаются, что передача предприятия в СП придаст дополнительный импульс развитию бизнеса. Источник, близкий к "Ростару", говорит, что успех развития этого бизнеса напрямую связан с ростом компании. "Если "Ростар" будет включен в состав СП, это, несомненно, увеличит стоимость компании. Заводу и так неплохо: его доля на российском рынке по итогам I квартала превысит 50% , - отмечает собеседник "Ведомостей". - Но создание СП с иностранной компанией помогло бы в продвижении продукции на западные рынки". А коммерческий директор завода Rexam в подмосковном Наро-Фоминске Юрий Шитов отмечает, что российский рынок алюминиевых банок постоянно растет - и в 2001 г. , и в 2002 г. он удваивался. В прошлом году темпы роста снизились до 10%. По словам Шитова, стабильный, но относительно небольшой рост должен продолжиться в ближайшие годы. "Пока необходимости введения в строй новых заводов нет, но если речь идет о долгосрочном планировании, то запуск новых мощностей возможен, - отмечает Шитов. - Правда, он должен сопровождаться соответствующим ростом рынка".

        Аналитики отмечают, что создание СП на базе баночного бизнеса вписывается в логику развития "Русала". Александр Пухаев из ОФГ напоминает, что переработка металла, в отличие от выплавки первичного алюминия, не является для "Русала" приоритетным бизнесом. Денис Нуштаев из "Метрополя" прогнозирует, что после создания СП "Русал" может вообще выйти из баночного бизнеса. "В этом случае баночные активы можно будет дороже продать", - отмечает Нуштаев. По оценке Нуштаева, два завода "Ростар" сейчас стоят около $200 млн. А сотрудники нескольких компаний, работающих на рынке баночной упаковки, отмечают, что крупных международных компаний, которые могли бы заинтересоваться бизнесом "Русала", не так уж и много. Лидером на рынке производства и продажи алюминиевых банок является английская Rexam. Помимо нее собеседники "Ведомостей" называют американские компании Crown Holdings и Ball, а также польскую Can-Pack.



Источник: Ведомости