15.03.2004

Генпрокуратура обидела пенсионеров. По ее просьбе арестованы активы фонда Veteran Petroleum



Юлия Бушуева
Алексей Никольский

         Group Menatep признала, что прокуратуре Швейцарии удалось арестовать банковские вклады на $5 млрд в рамках дела "ЮКОСа". Впрочем, в группе утверждают, что арестованы не только деньги, но и активы, причем большая их часть принадлежит фонду Veteran Petroleum. В результате заблокированными оказались еще 7,5% акций "ЮКОСа", подконтрольные Group Menatep.

        Акционеры Group Menatep - трастовые фонды, действующие в интересах Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Леонида Невзлина, Михаила Брудно, Владимира Дубова и Василия Шахновского. В конце 2003 г. доля Group Menatep в "ЮКОСе" (44,1% ) была арестована в рамках уголовных дел против владельцев компании, но потом 7% из этого пакета были разблокированы. Группа также управляет еще 7,5% акций компании, принадлежащих фонду Veteran Petroleum.

        В начале прошлой недели прокуратура Швейцарии заморозила банковские счета более чем 20 граждан и десятка компаний, которых Генпрокуратура РФ подозревает в причастности к уголовным делам, связанным с "ЮКОСом". А в пятницу Басманный суд Москвы выдал санкцию на арест этих счетов. Швейцарские правоохранительные органы не раскрывают информацию об этой операции, но их российские коллеги оказались более откровенны. Генпрокуратура официально объявила, что речь идет о вкладах в пяти швейцарских банках на общую сумму 6,2 млрд швейцарских франков (около $5 млрд). При этом, по данным прокуратуры, заблокированы только личные счета фигурантов дела "ЮКОСа", в частности всех его владельцев, а также члена правления "ЮКОСа" Александра Темерко.

        Сами акционеры "ЮКОСа" и представители Group Menatep поначалу утверждали, что на арестованных счетах находятся незначительные средства, общая сумма которых не превышает нескольких десятков миллионов долларов. А в заявлении Михаила Ходорковского, опубликованном на сайте "Открытой России", говорилось, что общая сумма финансовых средств, находящаяся в распоряжении структур Group Menatep, составляет около $4,5 млрд. "Эти средства не заблокированы и не находятся под арестом. Иных крупных денежных средств в распоряжении группы нет", - утверждается в заявлении.

        Но уже вечером в пятницу Group Menatep признала, что сумма замороженных вкладов действительно достигает $5 млрд. Только находятся на них не только деньги, но и активы, причем большая часть из них принадлежит фонду Veteran Petroleum.

        Этот фонд был создан Group Menatep три года назад для социальной поддержки уходящих на пенсию сотрудников "ЮКОСа". Группа передала в собственность Veteran Petroleum пакет в 10% акций "ЮКОСа", который в результате последней допэмиссии сократился до 7,5%. Часть денег фонда должна была использоваться на нужды работников "дочек" "ЮКОСа", которые после 2005 г. захотят переехать из районов добычи нефти в регионы с более благоприятным климатом. Всего в программе должно было принять участие около 40 000 сотрудников "ЮКОСа".

        Предполагалось, что каждый участник программы после выхода на пенсию сможет подать заявку на продажу определенного количества акций "ЮКОСа" из пакета, находящегося у Veteran Petroleum, и использовать часть денег от этой сделки для переезда. Всего пенсионеры за три года действия программы должны были получить около $500 млн, а остальные деньги должны были вернуться к основным владельцам "ЮКОСа".

        В Group Menatep не раскрывают, в какую сумму оцениваются вклады, замороженные швейцарской прокуратурой на счетах Veteran Petroleum. Близкий к группе источник лишь говорит, что речь идет и о принадлежащих фонду акциях "ЮКОСа", и о денежных средствах. А аналитик "Атона" Булат Каримов полагает, что у фонда не могло быть активов более чем на $2,8 млрд. Он поясняет, что 7,5% акций "ЮКОСа" по текущим ценам стоят чуть более $2,5 млрд, а доля фонда в общей сумме дивидендов за время его существования не превысила $300 млн.

        Впрочем, в Генпрокуратуре по-прежнему настаивают на том, что в Швейцарии арестованы лишь деньги фигурантов дела "ЮКОСа". "Никакой речи об аресте счетов ветеранских фондов быть не может, - заявил в пятницу "Интерфаксу" представитель прокуратуры. - Личные вклады фигурантов и счета коммерческих структур, как говорят в Одессе, две большие разницы".



Источник: Ведомости