15.03.2004

Кодекс чести аналитика призван вернуть доверие к их рекомендациям



Михаил Мирошниченко

         "Профсоюзы" американских аналитиков разработали новый кодекс корпоративного поведения и предложили подписаться под ним инвестиционному сообществу. Желающих пока не нашлось: многие эксперты считают, что кодекс не поможет решить главную задачу - повысить объективность аналитических отчетов.

        Создание кодекса вызвано стремительным снижением доверия к аналитическим отчетам после серии скандалов вокруг предвзятых отчетов. Самый громкий из них разразился летом 2002 г. , когда Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам США (NASD) начала расследование деятельности 10 ведущих американских инвестбанков, аналитики которых под давлением инвестбанковских подразделений присваивали неоправданно оптимистичные рекомендации по акциям. В итоге 10 крупнейших инвестбанков, включая J.P. Morgan Chase, Goldman Sachs, Morgan Stanley и др. , выплатили в счет компенсации $1,4 млрд, а NASD призвала все инвестбанки провести реорганизацию аналитических отделов.

        Не только инвестбанковские подразделения пытаются влиять на выводы аналитиков. Давление на них оказывают и компании-эмитенты, чьи ценные бумаги исследуют аналитики. Например, прошлым летом на судебных слушаниях дела о бухгалтерских махинациях в телекоммуникационной компании Qwest ее бывший финдиректор Робин Шелига сообщил, что компания решила не подписывать крупный контракт с Morgan Stanley после того, как аналитики банка написали негативный отчет, в котором поставили под вопрос бухгалтерские методы компании. А в январе этого года парижский суд постановил, что Morgan Stanley должен выплатить 30 млн евро ($38,5 млн) ведущей мировой компании по производству товаров класса люкс LVMH за публикацию предвзятых аналитических отчетов.

        В прошлом году Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) предложила Нью-Йоркской и Американской фондовым биржам, а также Nasdaq Stock Market разработать правила, которые защитили бы аналитиков от давления со стороны компаний-эмитентов. И вот фондовые аналитики и представители эмитентов решили договориться о своих отношениях. Американская ассоциация по инвестиционному управлению и исследованиям (AIMR) совместно с Национальным институтом по связям с инвесторами (NIRI) , представляющим интересы корпоративных финансистов, выработали свод этических правил поведения участников рынка. После месяцев обсуждений и согласований на свет появился новый кодекс чести, который авторы настоятельно рекомендуют принять всем компаниям, работающим с фондовыми аналитиками.

        Главной целью создания свода этических норм AIMR и NIRI поставили максимально снизить влияние на аналитиков как инвестбанкиров, так и эмитентов. В кодексе прописаны основные принципы взаимодействия аналитиков и их клиентов. В частности, порядок получения аналитиками вознаграждения за создание отчета и права эмитентов на согласование его содержания с ними. Кроме того, приводится список действий, которые сторонам запрещается предпринимать. Например, инвестбанкирам и фирмам не разрешается оказывать прямое или косвенное давление на аналитиков или отказывать им в доступе к информации, не представляющей коммерческой тайны.

        По мнению одного из разработчиков кодекса - вице-президента AIMR Джонатана Берсмы, компании сейчас мстят аналитикам за отчеты негативного содержания. "Рекомендаций на продажу сейчас становится все больше, равно как и недовольных ими фирм", - считает Берсма.

        Но, как убежден Берсма, за честностью аналитиков тоже надо будет проследить. По его сведениям, многие эксперты фактически шантажируют подопечные компании, угрожая опубликовать инсайдерскую информацию, если не получат определенных данных для своего исследования. Кроме того, многие эмитенты сами не прочь заработать на раскрутке акций компании и готовы за это заплатить. Гендиректор NIRI Луис Томпсон считает, что сейчас на рынке слишком много аналитиков, получающих от фирм деньги за "хорошие" отчеты. Он уверен, что бесполезно запрещать аналитикам заключать контракты с фирмами - ведь многие компании остаются без внимания крупных инвестбанков и хотят стать более известными на рынке. Авторы кодекса видят выход в обязательном раскрытии аналитиками информации о том, кто и сколько им платит за работу, причем должны получать деньги до публикования отчета, а компенсация должна быть только в денежной форме, а не в виде акций и иных ценных бумаг, чтобы у аналитиков не возникало соблазна превратиться в инвесторов.

        Сами аналитики не верят, что подобными мерами можно повысить нравственность участников рынка. "Слишком сложно провести границу между аналитиками и инвестбанкирами, - говорит главный стратегический аналитик Альфа-банка Кристофер Уифер. - В конечном итоге [принятие предложенных этическими кодексами мер] просто повысит издержки инвесторов и бюрократические проволочки. Если отчет аналитиков написан качественно, а рекомендации корректно обоснованы, им нечего опасаться давления со стороны компаний". (Использованы материалы WSJ. )



Источник: Ведомости