26.02.2004

"МЕНАТЕП-СПб" пробуждается. Банк намерен стать лидером розницы



Светлана Петрова

         "МЕНАТЕП-СПб" объявил о масштабной реструктуризации бизнеса, в результате которой банк намерен выйти в лидеры розницы. Ставка сделана на оптимизацию региональной сети, стандартизацию продуктов и технологий и развитие ритейла на базе корпоративной клиентуры.

        "МЕНАТЕП-СПб" переживает не лучшие времена. В 2003 г. его финансовые показатели ухудшились, как объясняют в банке, из-за "ситуации вокруг акционеров группы МЕНАТЕП". По итогам года активы банка уменьшились на 6% до 36,5 млрд руб. (банк опустился с 14-го на 16-е место) , объем частных вкладов - на 21% до 5,2 млрд руб. (с 11-го на 19-е место) , доналоговая прибыль по сравнению с 2002 г. снизилась вдвое до 337 млн руб. (с 18-го на 49-е) , собственный капитал вырос лишь на 3% до 3,8 млрд руб. (с 23-го на 30-е). Правда, в размещенном на днях на вэб-сайте обращении совета директоров банка, которое должно успокоить обеспокоенных клиентов и партнеров, сообщается, что "МЕНАТЕП-СПб" выбран НК "ЮКОС" в качестве расчетного банка, на счетах которого будут аккумулироваться средства для выплаты акционерам около $2 млрд дивидендов за первое полугодие 2003 г.

        Новый главный управляющий директор "МЕНАТЕП-СПб" Крис Эванс подчеркнул, что приехал в Россию не в качестве кризисного управляющего. По его словам, акционеры "МЕНАТЕП-СПб" поставили задачу сделать банк "эффективным и современным", с жесткой специализацией на коммерческом банкинге, в первую очередь розничном бизнесе. "Стратегия привлечения массового клиента с улицы не работает, поэтому мы делаем ставку на корпоративную базу - кросс-продажу услуг сотрудникам более 36 000 корпоративных клиентов "МЕНАТЕП-СПб" и их родственникам", - говорит Эванс.

        По его оценке, "МЕНАТЕП-СПб" - "гигант, который работал почти вхолостую и ждет, чтобы его разбудили". "Будить" гиганта планируется за счет оптимизации работы филиальной сети - в частности, стандартизации документации и технологий, создания 10 региональных центров, которым отойдет часть управляющих функций головного офиса. Штаб-квартира питерского банка окончательно переместится в Москву, а штат "МЕНАТЕП-СПб" будет сокращен почти на 20% (500 человек) , в основном за счет питерских сотрудников. Одновременно банк оптимизирует продуктовый ряд: "Лучше мы будем иметь 7 - 8 продуктов, каждый из которых будет в числе лидеров продаж, чем станем тратить силы на поддержку и продвижение трех десятков продуктов, которые находят умеренный спрос".

        Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает выбранную "МЕНАТЕП-СПб" стратегию оправданной для не очень известного на розничном рынке "карманного банка": "Для привлечения людей с улицы нужна не только широкая филиальная сеть, но и более агрессивная рекламная кампания и очень хорошая репутация". Аналитик агентства "РусРейтинг" Сергей Тубин полагает, что озвученные Эвансом планы "помогут формированию более позитивного имиджа банка". Несмотря на наличие проблем (отток клиентов, невысокая эффективность инфраструктуры) , банк сосредоточился на выполнении стратегических, а не тактических задач, отмечает он. "Банк приводится к состоянию готовности к прорыву на розничный рынок, но при этом не предпринимается активных действий для качественного расширения рыночной доли, а лишь "консервируется" текущий бизнес с минимальными усилиями по его поддержанию", - говорит аналитик.



Источник: Ведомости