25.02.2004


Исследование розничных продаж шоколада в России

Плиточный шоколад, шоколадные батончики и упакованные вафли в шоколаде, упакованные и развесные конфеты, драже в шоколаде, фигурный шоколад.

В 2003 году розничные продажи развесной и упакованной шоколадной продукции в городах России с населением от 10 тысяч человек выросли на 7% в натуральном выражении и на 22% в денежном выражении.

Все сегменты, за исключением плиточного шоколада, показали рост физических объемов продаж. Двигателем роста рынка стали конфеты, продажи которых увеличились в России по объему на 11%. Рост физического объема продаж происходил, в основном, за счет развесной продукции (ее доля против упакованной возросла за год с 41% до 44%), стоимостного - за счет конфет в коробках. Сегмент упакованного драже в шоколаде показал наиболее высокие темпы роста (18% в натуральном выражении по всей России), но объемы этого сегмента невелики. На 6% по объему возросли продажи шоколадных батончиков и упакованных вафель в шоколаде, а в сегменте плиточного шоколада продажи, напротив, снизились на 1% в физическом выражении.


Сегменты рынка шоколада, данные по России (города с населением более 10 тысяч человек)

  Доли рынка по объему, в % Изменение долей рынка в 2003 году против 2002,  в п.п.
  2002 2003 По объему По стоимости
Развесные шоколадные конфеты 41 44 3 2
Упакованные конфеты 14,1 13,5 -0,6 0,4
Плиточный шоколад 31,8 28,9 2,9 -2,7
Шоколадные батончики, вафли в шоколаде 11,6 11,9 0,3 0,1
Драже в шоколаде 1,1 1,4 0,3 0,3
Фигурный шоколад 0,4 0,3 -0,1 -0,1


Развесная продукция привлекает покупателей более низкой по сравнению с упакованными сладостями ценой. Интересно, что продажи практически всех видов шоколадных изделий растут быстрее в маленьких городах, чем в городах-миллионниках. В крупнейших городах замедляются темпы роста потребления, тогда как в небольших городах они все еще продолжают расти. При этом покупается продукция, более доступная по цене.


Доли каналов продаж, данные по России, в %

  2002 2003
Открытые рынки 34,1 30
Киоски, павильоны 10,3 8,2
Продуктовые магазины 50,3 53,1
Минимаркеты, супермаркеты 5,3 8,7


За рассматриваемые периоды отмечена тенденция к росту продаж шоколадных конфет в коробках в супермаркетах (рост доли данного канала по объему составил +2,4 п.п.). Киоски остаются значимым каналом продаж плиток (12,1% продаж плиточного шоколада в целом) и батончиков (20% продаж батончиков в целом).

Компании, лидирующие по физическим объемам продаж шоколадной продукции в России (перечислены в алфавитном порядке): Cadbury, Kraft, Mars, Nestle, Объединенные кондитеры, СладКо, Ф-ка им. Крупской, занимавшие почти 80% в физическом объеме розничных продаж в прошлом году.