09.02.2004

Замена "тушкам". Минтранс Германии предлагает России использовать MD и Fokker вместо "Ту"



Илья Хренников
Юлия Федоринова

         Авиаперевозчики Germania и Scandinavian Airlines, а также американская лизинговая компания GECAS придумали, как помочь российскому авиапрому. Они предлагают заменить эксплуатирующиеся сейчас Ту-134 и Ту-154 на подержанные MD-80 и Fokker-100, а часть платежей за "иномарки" направить на закупку новых самолетов в России. Российские авиаторы скептически относятся к идее зарубежных коллег.

        Как рассказал "Ведомостям" сотрудник Минтранса, в январе Министерство транспорта Германии направило российскому министру транспорта Сергею Франку письмо с предложением заменить эксплуатирующиеся российскими авиакомпаниями самолеты Ту-134 и Ту-154 на 200 судов MD-80 и Fokker-100. Их поставку в течение двух лет готовы осуществить авиакомпании Germania Fluggesellschaft (Германия) и Scandinavian Airlines Systems (SAS, Швеция) , а также авиализинговая компания General Electric Capital Aviation Services (GECAS, США).

        По данным Госслужбы гражданской авиации (ГСГА) на начало 2003 г. , в России эксплуатировалось 347 самолетов Ту-154 и 238 - Ту-134. Из них к 2006 г. половина Ту-134 и около 40% Ту-154 подлежат списанию.

        Как рассказал "Ведомостям" генпредставитель Germania в России Гюнтер Зайбт, 200 самолетов, о которых идет речь в письме, принадлежат Germania, SAS и GECAS и эксплуатируются в различных точках земного шара. Эти суда выпущены около 14 лет назад, а рыночная стоимость каждого не превышает $10 млн. Зайбт говорит, что продавать "иномарки" не предполагается. Если российские власти одобрят сделку, то авиакомпании возьмут самолеты в лизинг. При этом часть платежей будет отчисляться на финансирование закупок новых российских самолетов. По мере их строительства "иномарки" будут покидать Россию, обещает Зайбт.

        "MD и Fokker более эффективны в эксплуатации, чем старые "Ту", - объясняет Зайбт. - Они дадут больше прибыли, которую необходимо направить на заказы современных российских самолетов". Глава ГСГА Александр Нерадько соглашается, что из-за роста объема перевозок авиакомпании сталкиваются с дефицитом воздушных судов. При этом российскому авиапрому нужно время на восстановление. А сотрудник Минтранса одобряет предложение коллег из Германии. "Идея хорошая, - говорит он. - Но не факт, что нам нужны все 200 самолетов".

        Сами авиакомпании к идее Germania относятся с прохладцей. "Предложение выглядит как попытка сбагрить товар, который не пользуется спросом", - говорит сотрудник одной из крупных авиакомпаний. По его словам, MD-80 и Fokker-100 современными самолетами назвать нельзя, к тому же эти суда не сертифицированы в России. Представитель "Трансаэро" Сергей Быхал говорит, что его компания не планирует брать в лизинг MD и Fokker. А пресс-секретарь "Сибири" Михаил Кошман, наоборот, говорит, что его компания готова серьезно рассмотреть предложение о лизинге "иномарок", так как испытывает дефицит самолетов.

        А специалисты уверены, что реализация предложений Минтранса Германии поставит крест на российском авиапроме. "200 самолетов полностью закроют потребности страны в ближне- и среднемагистральных самолетах", - говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Сомневается он и в том, что государству удастся придумать механизм изъятия части доходов авиакомпании для инвестирования в авиапром: "До сих пор никому это не удавалось".



Источник: Ведомости