26.01.2004

Кому достанутся 2проц. НДС. Пока только Ford решил отдать их покупателям



Роман Кутузов
Елена Виноградова

         Шум вокруг реакции торговых сетей на отмену 5% -ного налога с продаж оставил в тени еще один факт - с 1 января на 2% уменьшилась ставка налога на добавленную стоимость (НДС). Об этом напомнила компания Ford, снизившая на днях цены на все свои автомобили именно в связи с уменьшением НДС. Однако она оказалась белой вороной - другие торговцы и производители просто увеличили за счет снижения налога свой доход.

        С 1 января 2004 г. ставка НДС была снижена с 20% до 18% , а 5% -ный налог с продаж вообще отменен. По оценке Минфина, в результате этих налоговых послаблений налогоплательщики сэкономят в этом году 96,4 млрд руб. на НДС и 61 млрд руб. на налоге с продаж. По своей природе оба этих налога ложатся на конечного потребителя товара.

        Рекламные объявления компании Ford по поводу снижения цен автомобилей на 2% ничем бы не отличались от обычных маркетинговых акций, если бы не указанная причина этой скидки - уменьшение на 2% ставки НДС. "Снижение НДС оказалось удачным поводом привлечь внимание в этот традиционно спокойный период" - так объясняет рекламный ход своей компании пресс-секретарь Ford Оксана Хартонюк. По ее словам, Ford постарался сообщить людям, что сумма, которую получает за машину Ford, не изменилась, зато компания позаботилась, чтобы покупатель платил меньше. Она подтвердила, что пересмотрены цены всех моделей Ford, официально продаваемых в России.

        Но другие импортеры автомобилей, как показал опрос "Ведомостей", все-таки решили оставить "сэкономленные" 2% себе. Менеджер по связям с общественностью General Motors CIS Мария Магуайер ссылается на то, что прибыль ее компании, как и многих других, пострадала от колебаний курсов валют (заводы GM находятся в еврозоне, а цены на автомобили в России устанавливаются в долларах). "Многие автомобильные компании воспользуются снижением НДС, чтобы перевести дух", - считает Магуайер. То же самое сказали "Ведомостям" и в компании "Рольф-холдинг" (эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi в России). "Мы считаем, что можем оставить эти деньги себе, потому что в течение нескольких лет не изменяли цены на Mitsubishi, несмотря на колебания курсов валют и инфляцию", - объяснил сотрудник компании.

        Снижение НДС не окажет прямого влияния и на цены в мебельных магазинах компании IKEA. Как объясняет Ирина Ваненкова, помощник гендиректора компании, розничные цены для магазинов IKEA меняются только два раза в год, с выходом нового каталога. Но, утверждает Ваненкова, при формировании действующих сейчас цен уже закладывалась возможность отмены налога с продаж и уменьшения НДС.

        Многие торговые компании объясняют стабильность своих цен политикой поставщиков. В коммерческом отделе компании "Инком-Авто" сообщили, что уменьшение НДС не сказалось на цене отечественных автомобилей, поскольку отпускные цены заводов даже выросли. "Некоторые наши поставщики, в основном международные компании, снизили цены на 2% , - признает Юрий Яковчик, генеральный директор компании "Омега-97" (оператор сети универсамов "Патэрсон"). - Однако большинство поставщиков цены снижать не стали, даже наоборот - существенно повысили. Поэтому снижение НДС в целом не повлияло на розничные цены".

        "Заводы, с которых мы получаем пиво, цены не снижали, - говорит генеральный директор дистрибьюторской пивной компании "Линкор" Андрей Артемов. - А даже если бы и снизили, розничная цена все равно не изменилась бы. Что такое 2% от стоимости бутылки пива? Больше хлопот ценники переписывать".

        В целом же, считает Артемов, основную выгоду от снижения НДС получат компании-производители, а также оптовики "первой руки", которые берут продукцию с заводов. С этим мнением согласен и Андрей Дуюнов, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". "Как показывает практика, снижение налогов не ведет к снижению розничных цен, - говорит он. - Разница в ставке НДС достанется производителям и оптовым торговцам, увеличится доходность их бизнеса".

        Аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко считает, что снижение НДС дает дополнительную возможность заработать прежде всего производителям. "И это хорошо, потому что деньги из экономики все равно не уйдут - они будут выплачены в виде зарплат, потрачены на покупку новых товаров и т. д. ", - резюмирует аналитик.



Источник: Ведомости