23.01.2004

Валютные страхи. Многие компании боятся страховать курсовые риски



Генри Тейтельбаум

         Продолжающееся падение доллара затрагивает интересы все большего числа компаний. Уже не только экспортеры задумываются о хеджировании валютных рисков. Однако дальше идеи дело порой не доходит - многие просто боятся производных инструментов и продолжают нести значительные убытки из-за скачков валютных курсов.

        В последнее время проблема волатильности на валютном рынке стала особо актуальной для компаний, работающих в нескольких странах. С октября 2003 г. курс доллара снизился на 20% по отношению к евро и на 18% - к фунту стерлингов. Иностранные компании, реализующие свою продукцию в США, несут убытки, и многие из них пытаются сгладить негативное влияние рыночной конъюнктуры.

        Одна из таких компаний - британская Kidde, занимающаяся производством противопожарного оборудования. Половина объема продаж и более половины ее прибыли приходится на США. Финансовый директор Джон Николас считает, что колебания валют "могут оказывать значительное влияние на [финансовые] показатели" фирмы, поэтому Kidde уже третий год реализует схемы хеджирования валютных рисков.

        В 2003 г. Kidde выделила более $100 млн, чтобы покрыть возможные убытки при переводе прибыли из долларов в фунты стерлингов. Kidde заключила соглашение с банком, которое позволяет ей продавать ему доллары по $1,61 за фунт, если курс британской валюты превышает $1,62, и по $1,45 за фунт, если он опускается ниже этой отметки. Подобную схему часто называют "цилиндрическим опционом". Сейчас Kidde ведет расчеты по фактическому курсу $1,61, в то время как на рынке фунт стоит сейчас $1,80.

        Хотя выгоды от применения схем с использованием производных инструментов очевидны, большинство европейских компаний, серьезно подверженных валютным рискам, их не используют. Компании предпочитают нести убытки от валютных колебаний, нежели иметь дело с деривативами, в которых видят еще больший источник риска. Мартин О'Донован, технический директор Ассоциации финансовых директоров, считает, что многие компании просто "не хотят участвовать в слишком сложных операциях". Большинство уверено, что перевод прибыли из одной валюты в другую - чисто бухгалтерская процедура, которая не влияет на стоимость бизнеса компании. "Считается, что хеджируются лишь бухгалтерские показатели, а не настоящий риск", - полагает О'Донован.

        Многие европейские компании стараются минимизировать валютные риски, не прибегая к хеджированию. Это приводит к тому, что компании одного сектора экономики могут иметь принципиально различные финансовые показатели. Так, за первые пять месяцев прошлого финансового года убытки от перевода прибыли из одной валюты в другую составили у британской компании по производству строительных материалов Wolseley всего 2,9 млн фунтов ($5,2 млн). И это при том, что 59,1% операционной прибыли Wolseley получает в Северной Америке. Сгладить негативный эффект от колебаний валют компания пытается традиционными способами, например компенсируя задолженность от поглощения компаний в Северной Америке прибылью местного подразделения. Wolseley также помогла и европейская валюта: 20% прибыли номинировано в евро, рост которого в 2003 г. относительно доллара был больше, чем относительно фунта, что помогло компенсировать потери от падения доллара.

        Напротив, другая британская строительная компания, Hanson (половина ее прибыли приходится на операции в США) , при переводе прибыли из долларов в фунты зафиксировала убыток в 20 млн фунтов ($36,9 млн) , который съел всю ее реальную прибыль. Операции в евро у Hanson незначительны, и в результате по итогам года ее прибыль оказалась нулевой. (DJ, 22. 01. 2004, Михаил Мирошниченко)



Источник: Ведомости