13.01.2004

Выход всемирно известного журнала Forbes в России под угрозой.



Дело в том, что владелец названия семья Форбс не может зарегистрировать журнал: права на его издание несколько лет назад получил гендиректор компании "Моспатент" Виктор Чернышев. Вчера он заявил в интервью корреспонденту ГАЗЕТЫ Наталье Ростовой, что готов эти права уступить. Если семья Форбс вернет России пасхальные яйца работы Фаберже, которые намерена выставить на аукцион Sotheby´s в марте этого года.

'Владельцы по имени Форбс право и на колбасу имеют'

- Как вам пришло в голову зарегистрировать имя Форбс на себя?
- В 1996 году 'Моспатент' провел исследование, как будет развиваться медиарынок в Российской Федерации. И мы поняли, что Россия вступила в фазу, когда начался экономический подъем, что появится возможность издавать СМИ, которые носили бы чье-либо имя. В результате исследования мы выяснили, что первым военным журналистом был британский журналист Арчибальд Форбс, который описывал военные действия между Россией и Турцией. Ценность его была в том, что он стал первым в мире военным журналистом, который описывал войну не с точки зрения баталий, а как продолжение экономики. Мы поняли, что имя Форбса можно использовать, имя этого журналиста достойно того, чтобы назвать соответствующее издание экономического характера - новое в России издание, которое смогло бы показывать конфликты с этой точки зрения, и не только военные. Мы подали соответствующую заявку, создали для этого порядка шести-семи брендов наподобие 'РусФорбс', 'Русский Форбс', 'Форбс' в русском написании - тогда еще английского не было. Вы знаете, сколько в самой Америке владельцев имени Форбс? Кто на колбасу имеет, кто на что-то другое. Да и сайт Forbes.com они выкупали, раньше сайт назывался capitalist.com. Мы, кстати, делали несколько опросов, опрашивали по Интернету, по ICQ, британцев, американцев о том, знают ли они, что такое Forbes. Британцы даже знают больше Forbes, чем американцы.

- Вы утверждаете, что в России никто не знал журнала 'Форбс' в 1996 году. Это несколько странно.
- Мы не знали. Честно. Я не специалист в области медиа-рынка. Нас интересовало другое: найти название, которое носило бы исторический характер и соответствовало бы той тематике издания, которую мы планировали. Мы издали уже несколько информационных листков под этим названием, искали инвесторов, которые вложили бы деньги в этот проект, чтобы совместно с нами издавать русский 'Форбс'. Искали издательские дома. Были также переговоры с одним американским издательством, который здесь издает много женских журналов. И тут совершенно случайно узнали, что одно немецкое издательство - Axel Springer - хочет издавать 'Forbes' на территории России. У нас разные названия: у них 'Форбес', у нас - 'Форбс', но по действующему законодательству, в том числе и по законодательству о товарных знаках, правообладатель является им даже на сходный товарный знак. Естественно, начался конфликт, меня начали клеймить в прессе. Раз конфликт начался, то мы отстаиваем свои права.

- Вы собираетесь издавать журнал?
- Конечно. Мы подали документы в Минпечати 31 октября 2003 года - со всеми правами на товарный знак. Здесь ведь как? Если издаешь журнал тиражом более тысячи экземпляров, то нужно зарегистрировать его в министерстве как средство массовой информации. У нас есть документы, которые подтверждают, что мы являемся первыми заявителями на это название. Даже если Axel Springer подаст заявку, у нас будет право приоритета.

- Вам не угрожают?
- Господи, чего только не делали. В начале 90-х годов какие только события не происходили! Существовали еще остатки ГДР, и даже 'Штази' нас тут 'пасло'. Ой, целый роман можно написать на эту тему. Я не владею слогом очень хорошо, чтобы все описать, давайте подпишем соглашение, напишем роман под условным названием 'Записки патентоведа'.

- То есть вы дорогу 'Форбсу' перешли?
- Это он нам перешел. Мы не думали, что он в России будет издаваться, он даже в Восточной Европе не издается.

Дело 'Форбс' очень скандальное. Axel Springer (немецкие издатели Forbes в России - ГАЗЕТА) деньги уже вложили, хотят выпускать журнал, не могут, а реально с нами договариваться не хотят.

- Что значит 'реально'?
- Ну как? Права все у нас. Давайте договариваться. У нас конфликтная ситуация с Forbes Inc. При чем тут эти немцы? Что они-то влезли? Они заплатили деньги за несуществующие права. Наше последнее предложение такое. Мы знаем, что у Forbes Inc. - большие проблемы, в том числе и финансовые. Семья основателя, которая владеет медиа-бизнесом, продала немцам несуществующие права. Представляете, что это такое в Америке? На аукцион они вынесли императорские, пасхальные яйца Фаберже, которые Хаммер, по некоторым предположениям, продал семейству Форбс. Но на них даже бирки Оружейной палаты Кремля сохранились! Это самая большая коллекция!

11 января мы отправили письмо семье Форбс. Исходя из наших патриотических пониманий, мы предложили, чтобы они с аукциона Sotheby"s сняли лот, отдали яйца Фаберже России, а в ответ мы все свои права как на издание, так и на созвучные товарные знаки отдадим. Но только при одном условии: чтобы национальное достояние России возвратилось в Россию. Раз ценности продают, значит, тяжелая обстановка. Он будет деньги тратить, журнала не будет, все эти тяжбы десятилетия тянутся. Это выход и для России, и для 'Форбс'. Они все лоты, в том числе и яйца Фаберже, оценили в 90 млн. долларов. А 'Форбс' эти деньги отобьет, если придет на наш рынок. Если в одном только журнале рекламы - на миллион долларов, а сам журнал занимает 20-этажное здание.

- И больше вам ничего не нужно?
- Нет.

- А какие права вам еще принадлежат на медиа-рынке?
- Кроме 'Форбса' ничего.

Источник: Газета