12.01.2004

МТС догоняет "Би Лайн" по числу новых подключений в Москве



Александр Борейко

         В последнем месяце ушедшего года российские сотовые операторы подключили рекордное число новых абонентов - более 2,7 млн человек. Вопреки прогнозам аналитиков, предсказывавших насыщение столичного сотового рынка, больше всего абонентов подключилось в Москве. "Мобильным ТелеСистемам" (МТС) удалось привлечь почти столько же новых клиентов, сколько и "ВымпелКому" (торговая марка "Би Лайн") , прежде безоговорочно лидировавшему по этому показателю в столице.

        По данным ACM-Consulting, к концу 2003 г. сотовыми телефонами пользовались 36,23 млн россиян, т. е. 25% населения страны. МТС подключила в декабре более 1,5 млн абонентов (539 000 из них были подключены на Украине и 60 000 - в Белоруссии) , "ВымпелКом" - 897 000, "МегаФон" - 536 000. В целом по России МТС и "ВымпелКом" подключили по 33% новых абонентов, "МегаФон" - 20% , а на долю всех остальных операторов пришлось 14%. МТС обслуживает 37% всех пользователей сотовой связи, "ВымпелКом" - 31% , "МегаФон" - 18% , другие - 14%.

        В декабре, по данным ACM-Consulting, сотовыми обзавелись 505 000 москвичей. Столько же операторам удалось подключить лишь однажды - в сентябре 2003 г. , когда было модно дарить сотовые телефоны школьникам. В Санкт-Петербурге операторы совместно подключили 188 000 абонентов. Подключить больше игрокам питерского рынка удавалось лишь однажды - в декабре 2001 г. , когда на региональный рынок вышла МТС (228 000 человек).

        МТС подключила в московском регионе 227 000 абонентов (45% от всего чистого прироста) , "ВымпелКом" - 231 000 (46% ), а "МегаФон" - 47 000 человек (9% ). Заработавшая в ноябре прошлого года сеть "Скай Линк" пока обслуживает около 2500 человек.

        Начиная с июня прошлого года "ВымпелКом" ежемесячно подключал больше новых абонентов, чем МТС. Сейчас же показатели чистого прироста обоих операторов практически сравнялись. Старший аналитик компании J'son & Partners Оксана Панкратова считает, что МТС сумела догнать "ВымпелКом" по чистым подключениям в декабре благодаря prepaid-тарифам "Джинс", на долю которых пришлось около 90% от всех продаж МТС.

        "Неудивительно, что в предыдущие годы в декабре лидировал "ВымпелКом". У него есть prepaid-продукт "Би Плюс", как нельзя более подходящий для предновогодних продаж, - говорит Панкратова. - Но за год МТС удалось неплохо раскрутить тарифы "Джинс" и благодаря им достигнуть паритета с "ВымпелКомом" в борьбе за массового потребителя".

        Старший консультант ACM-Consulting Антон Погребинский отмечает циклический характер лидерства двух извечных конкурентов на московском рынке. Так, вспоминает он, МТС лидировала по чистым подключениям с января по август 2001 г. , а "ВымпелКом" - с сентября 2001 г. по ноябрь 2002 г. Затем, с декабря 2002 г. по май 2003 г. , МТС временно вырвалась вперед, но "ВымпелКом" вернул лидерство в июне 2003 г. и сохраняет его по сей день.

        "Продолжающиеся последние два-три года циклические колебания могут объясняться тем, что низкодоходные абоненты мигрируют от оператора к оператору и эта миграция носит массовый характер, - полагает Погребинский. - При этом, по мере того как увеличиваются абонентские базы операторов, последствия таких перетоков становятся все ощутимее".

        Руководитель аналитического отдела ИБГ "НИКойл" Константин Чернышев также считает, что в московском регионе основная конкурентная борьба идет за самых низкодоходных абонентов - пользователей prepaid-тарифов. "Есть все основания полагать, что МТС, возможно, опередит "ВымпелКом" по новым подключениям в столице в январе", - заключает Погребинский из ACM-Consulting.

        Правда, сами сотовые операторы предпочитают не говорить о сезонности. "Смена лидерства по чистым подключениям связана с введением новых привлекательных тарифных и маркетинговых предложений", - говорит специалист "ВымпелКома" по связям с общественностью Артем Минаев. Если какое-то время назад лидерство МТС обеспечивал тарифный план "Оптима", то затем "ВымпелКом" вышел вперед благодаря таким тарифным планам, как "Хит" и "Прайм".

        "Мы предлагаем конкурентные продукты, поэтому вполне справедливо, что мы должны подключать столько же или больше, чем другие операторы", - говорит директор МТС по внешним связям Андрей Брагинский. При этом он особо подчеркивает, что МТС в отличие от конкурентов не предлагала бесплатных подключений. "У нас не было предложений, подразумевающих второе подключение, поэтому все наши абоненты - "живые", а не те, которые в ближайшее время могут "уйти в отруб", - отмечает Брагинский.



Источник: Ведомости