"Видеобум" ищет хозяина . Продается крупнейшая сеть видеопрокатовЕлена Виноградова . Основатель и владелец крупнейшей в России сети видеопрокатов "Видеобум" Михаил Залищанский решил продать свое детище. Залищанский рассчитывает выручить за компанию около $1 млн и надеется, что покупатель расширит сеть в несколько раз. Сам основатель "Видеобума" на вырученные средства собирается открывать кофейни. Сеть "Видеобум" основана в 1997 г. предпринимателем Михаилом Залищанским, который и является сейчас основным ее владельцем. Под этим брэндом работают 65 салонов, из которых 27 - франчайзинговые. Оборот собственных салонов "Видеобума" составляет $230 000 в месяц, прибыль - $40 000 в месяц. По собственным оценкам, "Видеобум" занимает около 15% московского рынка кинопроката. Мнения экспертов об объеме рынка видеопроката сильно разнятся. Компания "Магазин готового бизнеса" оценивает весь российский рынок в $17 млн в год, из которых 70% приходится на Москву. При этом половину рынка занимают 7 - 8 сетевых игроков, из которых крупнейшие - "Видеобум", "АвалонВидео", "Видеоленд". Однако "Видеоленд" оценивает объем только московского рынка в $15 - 20 млн. На продажу выставлены 38 прокатов, из которых 15 расположены в регионах (Тверь, Самара, Белгород, Чебоксары, Уфа, Ульяновск и Тула) , дистрибьюторская фирма, кадровая служба и журнал "Видеобум". Об этом сообщили в компании "Магазин готового бизнеса" (МГБ) , занимающейся продажей "Видеобума". Управляющий сетью Михаил Залищанский рассказал "Ведомостям", что рассчитывает получить за "Видеобум" не менее $1 млн. По его словам, продажа сети является "одним из путей поиска стратегического инвестора", готового вложить средства в открытие 500 видеопрокатов по России. В течение года "Видеобум" пытался найти иностранного соинвестора под проект развития, но понял, что потенциальному покупателю будет более интересно получить 100% компании, рассказал Залищанский. Конкуренты называют и иные возможные причины продажи. "Залищанский - творческий человек, и, по моему мнению, одна из главных причин продажи "Видеобума" - то, что он хочет заняться новыми проектами", - считает Максим Вохонцев, гендиректор сети "АвалонВидео", в которую входит более 50 видеотек по стране (с учетом франчайзинговых). С ним согласен и Павел Гизатулин, гендиректор компании "Видеоленд" (34 салона). Правда, еще одной причиной он считает то, что в нескольких салонах у Залищанского есть совладельцы, из-за чего проводить единую политику развития сети было не просто. Залищанский говорит, что готов остаться управляющим "Видеобума", если новый собственник этого захочет. Средства, полученные от продажи, он собирается вложить в новые проекты. Два месяца назад он открыл кофейню под названием "27-й год" в Москве на улице 10-летия Октября. "Мы собираемся открыть еще пару кофеен, в том числе в Твери, - говорит он, - и, возможно, вложим средства от продажи в открытие кинотеатра". Владимир Ермолаев, брокер МГБ, считает "Видеобум" "ликвидным предложением". По его словам, видеосалоны традиционно пользуются спросом у покупателей. МГБ часто выставляет на продажу отдельные видеотеки по $4000 - 20 000 за объект, и, по словам Ермолаева, они находят покупателя примерно за месяц, при том что среднее время продажи других объектов малого бизнеса - около трех месяцев. Кроме того, в 2003 г. у инвесторов вырос спрос на сетевые компании различных сфер деятельности, отмечает Ермолаев. Участники рынка видеопроката признают, что последние два года были непростыми для их бизнеса: из-за массового выхода на рынок новых игроков заметно сократилось количество клиентов на один прокат. Если в 2000 г. в Москве было 300 - 400 легальных видеопрокатов, то сейчас их от 700 до 1000, говорит Гизатулин из "Видеоленда". Кроме того, арендные ставки, по оценке Гизатулина, за этот период выросли примерно вдвое и сейчас за аренду в "проходных" местах помещения в 100 кв. м просят $2000 - 5000 в месяц. На снижение рентабельности бизнеса влияло и большое количество пиратских прокатов. "Сейчас непросто вести бизнес легальным образом. Многие, особенно мелкие игроки, устают от небольших прибылей и выходят из бизнеса", - говорит Вохонцев из "АвалонВидео". Однако, по мнению Залищанского, кризис уже миновал. "У видеопроката хорошие перспективы - меры по борьбе с пиратством привели к тому, что в Москве, например в переходах метро, исчезают киоски с пиратскими дисками. На спад рынка влияло развитие кинотеатров. Но сейчас походы в кинотеатр уже не так остромодны, и люди станут возвращаться в видеопрокаты", - говорит он. Представители "АвалонВидео" и "Видеоленда" говорят о намерении расширять свои сети. "Найти подходящие помещения сложно, и, возможно, мы будем покупать маленькие сети", - говорит Гизатулин. Вохонцев признался, что "АвалонВидео" заинтересовано в приобретении московских видеопрокатов Залищанского - но тот планирует продать свою сеть целиком. "Залищанский может просить $1 млн за свой бизнес. Но такую сумму готовы платить игроки, уже присутствующие на рынке. Они в состоянии даже немного переплачивать за сеть с хорошими помещениями и хорошей клиентской базой", - считает Вохонцев.
|
