26.11.2003

Америка теряет НПЗ



Карола Хойос

         Нефтяные компании, работающие на рынке США, готовятся к закрытию части своих нефтеперерабатывающих заводов. Иначе из-за ужесточения экологических норм им придется потратить около $20 млрд на модернизацию производств. Несмотря на то что закрыться могут до 15% всех НПЗ, бензиновый кризис Америке не грозит.

        В течение трех ближайших лет американским НПЗ придется отказаться при производстве бензина от использования метиловых добавок (так называемых МТБЭ) и заменить их этаноловыми. Эта мера затронет около 20 НПЗ. По подсчетам аналитиков, им в совокупности придется потратить до $20 млрд, чтобы соответствовать новым стандартам. Но владельцы предприятий не готовы расстаться с такой суммой и подумывают о закрытии производств. Royal Dutch/Shell недавно уже объявила о предстоящем закрытии одного из своих НПЗ в Калифорнии. За ней могут последовать и другие компании. Остановка всех 20 заводов уменьшит суммарный объем переработки нефти в стране на 2,5 млн баррелей в день, или 15%.

        Впрочем, ни аналитики, ни участники рынка не опасаются возникновения дефицита на топливном рынке. Представитель Deutsche Bank считает, что предстоит "закрытие небольших НПЗ и рост числа больших с установленным нефтехимическим оборудованием". Нил Дэйвис из Минэнерго США прогнозирует, что, несмотря на ожидающиеся масштабные закрытия НПЗ, их суммарная производительность все равно вырастет. Он ожидает, что владельцы крупных НПЗ продолжат увеличивать их мощность, и указывает на то, что с 1987 г. количество НПЗ в стране сократилось почти втрое - до 72. Но с тех пор их суммарная производительность выросла с 14,9 млн баррелей в сутки до 16,5 млн. А Сэтвиндер Руупра из консалтингового агентства Wood Mackenzie замечает, что некоторые компании не закрыли свои НПЗ совсем, а превратили их в нефтепродуктовые терминалы, чтобы минимизировать экологические выплаты.

        Вместе с тем любые сокращения в объемах переработки нефти в США будут на руку европейцам. Налоговое законодательство заставило европейцев покупать автомобили, работающие на дизтопливе, а у нефтеперегонщиков остался избыток бензина объемом 25 млн т в год. Скорее всего, этот бензин попадет в США и составит конкуренцию местным производителям. (FT, 24. 11. 2003, Николай Буланов)



Источник: Ведомости