26.11.2003

Стабильности нет . ЕС не смог ввести санкции против Франции и Германии



Игорь Федюкин
.
         Германия и Франция не будут наказаны за нарушение европейского Пакта о стабильности и росте. Вчера утром совет министров финансов ЕС отказался утвердить рекомендации Еврокомиссии, которая хотела ввести санкции против крупнейших стран Европы.

        Бюджетный дефицит Германии и Франции в 2004 г. в третий раз подряд превысит разрешенные в ЕС 3% ВВП. Совет министров финансов стран - членов ЕС, собравшийся в понедельник вечером в Брюсселе, признал факт нарушения Пакта о стабильности и росте со стороны Берлина и Парижа, но не смог одобрить предложенные Еврокомиссией санкции.

        Используемая в ЕС система голосования дала Берлину и Парижу преимущество - провинившимся странам было достаточно заручиться лишь поддержкой Ирландии, Люксембурга, Италии и Португалии (бюджетный дефицит в последних двух также превышает 3% ), чтобы заблокировать предложение Еврокомиссии, а затем провести компромиссное решение.

        Франция согласилась сократить свой бюджетный дефицит в 2004 г. на 0,77% ВВП, или 1 млрд евро, что несколько выше, чем первоначально планировал Париж, но гораздо ниже 6 млрд евро, о которых вела речь Еврокомиссия. Германии удалось сохранить свои позиции: как и планировали в Берлине, немецкий структурный дефицит будет сокращен в будущем году на 0,6% ВВП, или 13 млрд евро, по сравнению с 17 млрд евро, которых требовала Еврокомиссия. В 2005 г. Франция обязалась сократить бюджетный дефицит еще на 0,6% ВВП, Германия - на 0,5% ВВП. При условии, что оптимистические прогнозы экономического роста в еврозоне оправдаются, сокращения позволят обеим странам в 2005 г. ввести свой дефицит в разрешенные пактом рамки.

        В Париже и Берлине считают, что ничего страшного не произошло. "Пакт по-прежнему жив", - заявил немецкий министр финансов Ханс Эйхель. По его мнению, Берлин вовсе не против сокращения дефицита, поскольку "мы не можем идти в будущее с нынешним размером госдолга". Весь вопрос лишь во времени, которое потребуется для урезания расходов. "[Принятое решение] - это оптимальное сочетание, вводящее необходимую [фискальную] дисциплину, но не удушающее при этом экономический рост", - вторит ему французский коллега Франсуа Мер.

        Представители других стран встретили решение европейских министров финансов с возмущением. "Нельзя требовать, чтобы австрийские налогоплательщики расплачивались за повышение процентных ставок, вызванное дефицитом во Франции и Германии", - заявил австрийский министр финансов Карл-Хайнц Грасснер. Нарушением пакта назвал компромисс и министр финансов Нидерландов Геррит Залм. Нидерланды планируют в 2004 г. сократить расходную часть своего бюджета на 10,9 млрд евро. Вместе с Австрией и Нидерландами против компромисса голосовала также Испания, премьер-министр которой Хосе-Мария Аснар заявил, что "те, кто устанавливал правила, отказываются теперь выполнять их". А по словам еврокомиссара по финансам Педро Сольбеса, компромисс вообще не имеет под собой "правовой базы".

        В своем вчерашнем обзоре аналитики Morgan Stanley назвали решение совета министров финансов "фактическими похоронами пакта", оставившими "фискальную политику ЕС в вакууме". Аналитики предсказывают, что по мере приближения электорального цикла 2006 - 2007 гг. в крупных странах ЕС тенденция к нарушению лимита на дефицит только усилится. Повышается и вероятность повышения процентной ставки Европейским центробанком.

        "Краткосрочные экономические последствия будут минимальными: дефицит остается под контролем, а расхождения между требованиями Комиссии и окончательным компромиссом находятся в пределах статистической погрешности, - считает Катинка Барыш из лондонского Centre for Europran Reform. - Но долгосрочное воздействие будет заметным. Этот компромисс усугубляет конфликт между крупными и малыми странами в ЕС и подрывает авторитет Еврокомиссии".

        "Пакт мешает росту, и именно поэтому страны отказываются соблюдать его, - считает Тилман Брюк из экономического института DIW в Берлине. - Но какие-то ограничения дефицита необходимы, как необходимы и меры, стимулирующие [бюджетную] экономию в периоды экономического благополучия. Однако ожидать реформы пакта не приходится: ЕС слишком боится, что это обрушит рынки".



Источник: Ведомости