25.11.2003

Караоке попало в историю на 2,16 млрд



Екатерина Гуркина

Российское авторское общество подало в суд на российско-корейскую компанию Rolsen, производителя караоке. РАО требует максимально компенсировать потери 432 авторам, чьи права оно держит. Речь идет о сумме в 2,16 млрд руб. Это самый крупный иск по нарушению авторских прав в российской истории.

Rolsen не первая компания-производитель караоке-оборудования, вызвавшая к себе судебный интерес защитников авторских прав, однако никогда еще иск не подавался от такого количества авторов. До сих пор претензии были единичными.

Например, пресса сообщала, как действия компании Samsung пытался оспорить известный певец и композитор Юрий Антонов, входивший в руководство РАО. На одном из концертов, организованных Samsung, вместо того чтобы петь, он потребовал уплатить ему за использованные корейцами без его согласия на караоке-дисках песни. Тут в дело вмешался Бари Алибасов, который посоветовал Антонову не думать о таких мелочах, как авторские права, – ведь он так же велик, как Моцарт или Вивальди. Сейчас, правда, певец вспоминает этот эпизод по-другому: «Я не обвинял Samsung, а просто посоветовал ему не следовать примеру LG, которые выпускали пиратские диски. Обвинений против самого Samsung я не выдвигал».

На корейцев из LG подавал в суд Александр Розенбаум, сам держащий свои авторские права. Он требовал 10 млн долларов, не получил ничего, зато помотал корейцев по судам. К LG есть судебные претензии и у Независимого агентства по авторским правам (НААП) и Первого музыкального издательства – еще двух московских организаций, наряду с РАО представляющих интересы авторов песен.

Но все это мелочь по сравнению с тем иском, который теперь подало РАО на компанию Rolsen. По мнению общества, корейско-русский производитель караоке-оборудования нарушил права сразу 432 авторов (всего на диске, вызвавшем скандал, около 700 песен.)
Если считать по максимальной ставке, предусмотренной статьей о нарушении авторских прав (5 млн рублей), то сумма иска составит немыслимые 2,16 млрд рублей.

Пресс-секретарь компании Rolsen Дмитрий Середа оценивает ситуацию с иском РАО так: «Единственный официальный комментарий, который мы даем, – Rolsen никогда не производил и не производит караоке-диски, и именно поэтому мы не имеем отношения к этой истории. Пусть РАО разбирается с пиратами». Но собственный источник «Газеты.Ru» в компании подтвердил, что Rolsen прекрасно знает, в чем дело: российские дилеры, которые производят диски для караоке-плееров Rolsen, наделали массу ошибок в названиях и авторах знаменитых шлягеров – например, песни Владимира Высоцкого представлены как песни неизвестного автора.

Утверждение Rolsen, будто компания вообще никогда не занималась производством караоке-дисков, подвергнуто Дмитрием Бакутиным, генеральным директором российской компании «Мастер караоке», сомнению. Он заявил «Газете.Ru», что Rolsen подавал «Мастер-караоке» заявку как минимум на изготовление рекламного караоке-диска (около 30 песен на диске; служит для демонстрации возможностей караоке-оборудования). А старший менеджер по маркетингу российского представительства Samsung Александр Сиволап выразил крайнее удивление, как это Rolsen может так упорно отрицать свою причастность к производству дисков: еще летом в различных специализированных изданиях появились рекламные сообщения, что вот-вот поступят в продажу караоке-комплекты от Rolsen, и в этих сообщениях упоминались караоке-диски.

Денег с Rolsen может потребовать и «Первое музыкальное издательство»: иска пока нет, но «такая возможность весьма вероятна», сказал «Газете.Ru» менеджер Дмитрий Майко. На том же караоке-диске с семьюстами песнями, который вызвал судебный иск РАО, «Первое музыкальное издательство» обнаружило своих авторов. Негодование авторских обществ по поводу нарушения прав его доверителей, надо сказать, не вызывает сочувствия у потребителей аудио- и видеопродукции. Как сказала «Газете.Ru» Ирина Виноградова, член Конфедерации обществ потребителей, главный редактор журнала «Спрос», «как потребитель могу сказать, что выступаю за сохранение пиратского рынка на этом аудиосекторе. Ведь контрафактные диски, как и компьютерные программы, сейчас имеют высокий уровень качества, а стоимость их во много раз ниже оригиналов».

Источник: Газета.RU