04.11.2003

Россияне пролетят мимо денег



Герман Прохоров

С 4 ноября в 31 стране вводятся новые правила выплат компенсаций пострадавшим в авиакатастрофах. Теперь, согласно Монреальской конвенции, авиакомпании будут выплачивать родственникам погибших и получившим тяжелые телесные повреждения по $149 тыс. Российских граждан это почти не коснется.

Со вторника в мире вводятся новые правила компенсаций пассажирам международных авиарейсов: 4 ноября 2003 года вступает в силу Монреальская конвенция, регламентирующая порядок выплат в случае авиапроисшествий. До сих пор компенсации родственникам жертв аваиакатастроф и самим пострадавшим при перелетах международными рейсами выплачиваются в соответствии с Варшавской конвенцией 1929 года. За гибель или ранение во время перелета с авиакомпании можно было получить компенсацию не больше $8,3 тыс. Если пострадавший решал, что этого мало, он должен был судиться с компанией-перевозчиком, чтобы доказать ее вину. Как считают представители авиакомпаний, документ уже давно устарел и судебные тяжбы обходятся авиаперевозчику дороже, чем внесудебная выплата крупной компенсации.

Монреальская конвенция была заключена под эгидой ICAO (Международной организации гражданских авиаперевозок) в 1999 году. «Согласно Монреальской конвенции, жертвы международных перевозок получат лучшую защиту и более крупные компенсации. Старая система международных инструментов частного права модифицирована и кодифицирована в рамках единого правового документа», – сказано в заявлении председателя совета ICAO Ассада Котайта.

С ее вступлением в силу вводится презумпция вины авиакомпании. В частности, родственники жертв катастроф смогут получить $149 тыс. вне зависимости от того, признают компанию виновной в случившемся или нет. Если же авиаперевозчик будет признан виновником происшествия или катастрофы, пострадавший сможет отсудить у него не ограниченную никакими рамками сумму. Кроме того, компенсация будет положена и по любым иным поводам. Например, потерянный багаж будет стоить авиакомпании $2,4 тыс., независимо от содержания и веса чемодана. А если, допустим, самолет рухнет на жилой дом, его жители также смогут рассчитывать на возмещение. Как считают эксперты, так как вина изначально возлагается на авиаперевозчика, то теперь авиакомпаниям придется доказывать в судах, что инциденты с пассажирами не всегда связаны с их действиями.

Сейчас Монреальскую конвенцию ратифицировало 31 государство, в том числе Канада, Чехия, Кипр, Япония и Арабские Эмираты. 5 сентября ратификация состоялась и в Соединенных Штатах. В России новые правила действовать не будут: наше государство документ не ратифицировало.

Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» исполнительный секретарь Российской комиссии по делам ICAO Юрий Романенко, в нашей стране с 4 ноября вообще ничего не изменится. «Россия собирается ратифицировать конвенцию, этот вопрос сейчас рассматривается, но нужно иметь в виду, что это влечет за собой финансовые последствия – увеличение пределов ответственности, а также страховых премий, – сообщил Романенко. – Сейчас вопрос заключается в том, насколько наш страховой рынок и наши компании смогут потянуть эти пределы». По его словам, только шестая часть из 180 государств – членов ICAO ратифицировала конвенцию, поэтому Россия, в принципе, не находится в аутсайдерах – новые правила не будут действовать также и на территории большинства европейских стран. По словам Юрия Романенко, с 4 ноября российские граждане могут рассчитывать на крупные выплаты только в случае, если они летели авиакомпанией государства, ратифицировавшего Монреальскую конвенцию.

В самой же России, присоединившейся только к Варшавской конвенции (правда, с некоторыми оговорками), максимальная компенсация по-прежнему будет составлять $20 тыс.

Правда, как пояснил Романенко, ведущие российские перевозчики, такие, как «Аэрофлот» и «Трансаэро», которые выполняют постоянные рейсы в США, уже готовы к введению новых правил. США уже давно установили в своем национальном законодательстве повышенные пределы ответственности, которые даже превышают суммы, указанные в Монреальской конвенции – выплаты доходят до миллиона долларов. «Авиакомпании, являющиеся членами организации IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта – «Газета.Ru»), еще в 1996 году договорились о применении повышенных пределов отвественности», – сообщил Романенко. Но, по словам исполнительного секретаря Комиссии РФ по делам ICAO, большинство российских авиакомпаний очень озабочены грядущими переменами – это может попросту разорить их.

Источник: Газета.RU