24.10.2003

Информационное сообщение о проблеме размещения рекламы алкогольной продукции в печатных средствах массовой информации



Одной из правовых проблем в рекламе является недостаточно четкое разграничение регулирования нормами законодательства РФ о рекламе отношений по размещению и отношений по распространению рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции. Особенно остро эта проблема проявилась при осуществлении МАП России контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе при размещении рекламы алкоголя в издаваемых ООО "Издательский Дом "АФС" журналах и распространении их тиражей. Суть проблемы состоит в следующем.
Не запрещая печать рекламы алкогольных напитков в печатных средствах массовой информации, законодатель установил требования к размещению в них рекламы алкогольных напитков в ст. 16 ФЗ "О рекламе", согласно которой реклама алкогольных напитков, распространяемая любыми способами, не должна распространяться в любой форме в печатных изданиях для несовершеннолетних, на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов. Вместе с тем в ст. 17 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" существует норма, согласно которой реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ о рекламе.
По мнению МАП России в связи с тем, что периодические печатные издания распространяются по подписке, в розничной продаже в местах, где не осуществляется производство и оборот алкогольной продукции, то размещение рекламы крепких спиртных напитков в таких изданиях противоречит требованиям ст. 17 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Позиция МАП России, основанная на неправильном применении указанной нормы, фактически препятствует размещению рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в печатных средствах массовой информации.
По мнению специалистов Центра правовой поддержки рекламной деятельности п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не содержит ограничений и запретов на размещение рекламы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в печатных средствах массовой информации, поскольку устанавливает требования к местам распространения рекламы. Периодические печатные издания, в которых размещается реклама, являются средствами распространения массовой информации, в том числе рекламной информации, а не местом распространения рекламы.
Само распространение рекламы как процесс является доведением до сведения потребителей рекламной информации, основанным на визуальном восприятии человеком обстоятельств реального мира. В случае с печатными изданиями доведение информации до сведении читателя, а следовательно и распространение этой информации, возможно при визуальном контакте с источником информации (журналом, газетой и т.п.). При продаже издания, вне зависимости от места продажи, визуальный контакт возможен только с первой и последней страницами и обложками журналов, следовательно, само размещение рекламы алкоголя в печатных изданиях не означает распространение информации среди неопределенного круга лиц. Именно поэтому п. 1 ст. 17 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не может применяться в отношении размещения рекламы алкогольной продукции в печатных средствах массовой информации.
Складывающаяся практика неправильного применения положений ст. 17 ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при осуществлении контроля за соблюдением законодательства вряд ли будет прекращена МАП России самостоятельно. Не способствуют разрешению возникших проблем и решения судебных инстанций. С 2002 года по настоящее время ООО "Издательский Дом "АФС" семь раз обращался в суд, оспаривая различные акты МАП России, в которых размещенная в печатных средствах массовой информации реклама признавалась ненадлежащей. Однако МАП России продолжает придерживаться указанной позиции, согласно которой размещенная в печатном средстве массовой информации реклама крепкой алкогольной продукции является ненадлежащей. В сложившейся ситуации единственно верным способом разрешения проблемы представляется внесение изменений в действующее законодательство РФ о рекламе, о которых говорилось на прошедших 20.06.2003 г. парламентских слушаниях на тему "Законодательное обеспечение рекламной деятельности". По результатам слушаний были приняты рекомендации, согласно которым участники парламентских слушаний рекомендуют обеспечить правовое регулирование рекламной деятельности в единстве норм ФЗ "О рекламе".



Резолюция Правления Гильдии издателей периодической печати по вопросу размещения рекламы алкоголя в прессе

Обсудив на заседании Правления Гильдии совместно со специалистами Центра правовой поддержки рекламной деятельности вопрос о размещении рекламы алкоголя в прессе, члены Правления ГИПП выражают свою солидарность Издательскому Дому "АФС" в споре с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) по вопросу разрешения рекламы крепких алкогольных напитков в печатных средствах массовой информации.

Считаем, что налицо ситуация несогласованности некоторых норм законодательства о рекламе, отсутствие однозначного понимания по их применению. Так, в законе "О рекламе" (ст.16) говорится о запрете рекламы алкоголя только в печатных изданиях для несовершеннолетних и на первой и последней полосах газет и журналов. Закон "Об обороте этилового спирта…" (ст.17) в свою очередь содержит ограничения по местам распространения рекламы алкогольной продукции. Прямого запрета рекламы в печатных изданиях действующее законодательство не содержит.

Только этим можно объяснить неоднократно возникающие в последнее время у издателей проблемы с МАП по поводу размещения рекламы алкоголя. В основном, это издатели глянцевых журналов, что легко объяснимо, так как они рассчитаны на состоятельную читательскую аудиторию, интересную рекламодателям, производящим дорогую продукцию (в т.ч. качественные алкогольные напитки).

Также отметим, что тотальное пресечение МАП рекламы алкоголя в прессе не снижает употребление алкоголя в стране. Напротив, отсутствие информации у потребителей ведет к росту потребления дешевых, часто некачественных напитков. Так, по данным исследований, только в прошлом году некачественным спиртным в России отравилось более 32 тыс. человек.

В связи со всем вышесказанным полагаем, что участникам рынка рекламы алкоголя совместно с МПТР и МАП необходимо разработать положение по согласованному применению законов "О рекламе" и "Об обороте этилового спирта…" при размещении рекламы в прессе.

Гильдия издателей планирует организовать в ближайшее время круглый стол для обсуждения этой темы с участием представителей МПТР, МАП, ученых-правоведов, заинтересованных издателей и рекламодателей.

Члены Правления ГИПП:

Горяинов В.А., президент ГИПП, гендиректор ЗАО "Издательский дом "Проф-Медиа" Казакова Ю.Г., исполнительный директор ГИПП
Абов Е.В., вице-президент ГИПП, зам. гендиректора ЗАО "Издательский дом "Проф-Медиа"
Адлеров Е.М., издательский директор ЗАО "СК Пресс"
Арский Ю.М., директор ВИНИТИ, академик РАН
Волина О.В., вице-президент ГИПП, председатель Совета директоров ЗАО "Издательский дом "Мегаполис-Экспресс"
Гиллер Б.А., вице-президент ГИПП, президент ОАО "Издательский дом "Провинция"
Дубинина Н.Ю., гендиректор ООО "Клёпа"
Елин Л.Н., гендиректор ЗАО "Эгмонт Россия Лтд"
Калинкин А.Ф., гендиректор ЗАО "Издательский дом "Сельская новь"
Листевник А.-Ф., вице-президент ГИПП, гендиректор ЗАО "Издательский дом "Бурда"
Макарон Л.С., гендиректор ООО "Пронто-Москва"
Машовец Н.П., директор ООО "ИД-Русская семья"
Негоица П.А., зам. гендиректора ОАО "Редакция газеты "Известия"
Неяглова-Колосова Р.Я., вице-президент ГИПП, гендиректор ЗАО "Издательский дом "КОН-Лига Пресс"
Оськин А.В., председатель Правления АРПП
Переверзева М.Д., вице-президент ГИПП, член Совета директоров ООО "Издательский дом "ИнПринт Медиа"
Разин С.В., гендиректор ООО "Потребительская экспертиза и тесты"
Розенков И.В., гендиректор ООО "Рекламно-коммерческая фирма "Перископ" (г. Владимир)
Сироткина Е.Б., председатель ревизионной комиссии ГИПП, зам. гендиректора ЗАО "Экстра М Медиа" Сунгоркин В.Н., вице-президент ГИПП, гендиректор ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда", главный редактор газеты "Комсомольская правда"
Суханов И.А., гендиректор ЗАО "Редакция газеты "Антенна"
Цыганов С.В., исполнительный директор ЗАО "Собеседник"
Шкулев В.М., председатель Совета директоров ООО "Издательский дом "АФС", председатель Совета директоров ЗАО "ИнтерМедиаГруп"