30.09.2003

Русский Opel Astra. СП "АвтоВАЗа" и GM соберет иномарку для среднего класса



Мария Рожкова
Илья Хренников

         Спустя 30 лет после того, как первые советские "Жигули" были скопированы с итальянского Fiat, "АвтоВАЗ" нашел себе новый, более продвинутый образец для подражания - немецкий Opel Astra. Выпуск его российской модификации начнется в будущем году и станет вторым проектом СП "GM-АвтоВАЗ" по производству автомобиля для среднего класса в ценовом сегменте до $10 000.

        Совместное предприятие ЗАО "Джи Эм АвтоВАЗ" было создано летом 2001 г. Американский концерн General Motors (GM) и "АвтоВАЗ" получили в нем по 41,5% акций, еще 17% принадлежит Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР). В создание на площадях "АвтоВАЗа" нового производства было инвестировано $332 млн. В сентябре 2002 г. с конвейера "GM-АвтоВАЗ" сошел первый внедорожник Chevrolet Niva, созданный на базе "Нивы", но модернизированный по западным технологиям. В 2002 г. было выпущено 456 таких автомобилей. В 2003 г. запланирован выпуск 35 000 Chevrolet Niva, в 2004 г. - 60 000.

        До сих пор автоконцерн General Motors, в состав которого входит Opel, опасался передавать свои технологии российскому партнеру. Поэтому первым проектом "GM-АвтоВАЗ" стал выпуск внедорожников на базе российской "Нивы".

        Еще при создании "GM-АвтоВАЗ" предполагалось, что СП будет выпускать не только внедорожники на базе "Нивы", а около 15% мощностей займет выпуск мечты всех россиян - иномарки для среднего класса. Весной этого года председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников заявил, что "АвтоВАЗ" и GM "практически договорились" о выпуске в рамках СП Opel Astra Т-3000. Этот автомобиль изначально рассматривался как базовый для американо-российского СП, но затем GM предпочел собирать более дешевую Chevrolet Niva, а представители американского автоконцерна заявили, что вполне довольны продажами в России Opel Astra немецкой сборки.

        Но вчера Каданников снова заявил, что "АвтоВАЗ" и GM определились с новой базовой моделью, которая будет поставлена на производство на СП "GM-АвтоВАЗ". Назвать ее Каданников пообещал лишь в конце октября на автосалоне в Санкт-Петербурге (там, кстати, будет представлен экспортный вариант Chevy Niva с двигателем Opel). Между тем сразу два источника, знакомых с ситуацией на "GM-АвтоВАЗ", заявили "Ведомостям", что СП все-таки решилось выпускать с будущего года Opel Astra - в российской модификации. "Я не могу назвать модель, окончательного решения еще не подписано, но могу сказать, что GM рассматривает возможность выпуска в России автомобилей, которые в России называют классом Astra, или гольф-классом, а в западной терминологии - классом С (compact). Одним словом, речь идет о сегменте семейных автомобилей по доступным ценам", - заявил "Ведомостям" директор по маркетингу General Motors CIS Павел Видэл.

        Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова полагает, что "GM-АвтоВАЗ" заинтересован в производстве иномарки для среднего класса стоимостью до $10 000, особенно после того, как правительство заградительными пошлинами избавило его от конкуренции со стороны подержанных иномарок. "Из 1,2 млн автомобилей, проданных в России в прошлом году, треть приходится именно на сегмент $5000 - 10 000, и он очень динамично растет", - говорит Сахнова. Заказы на внедорожники Chevy Niva стоимостью $8000 - 10 000 в зависимости от комплектации расписаны на несколько месяцев вперед, как и на "Форд Фокусы", выпускаемые на заводе под Всеволожском ЗАО "Форд Мотор Компани". Получить комментарии в этой компании вчера вечером не удалось.

        По мнению Сахновой, задержка с выбором модели была вызвана нерешительностью GM: "Иностранцы просто опасаются передавать свои технологии российским партнерам. GM начала работать в России со сборки внедорожника на русской базе, а Ford построил завод в Ленобласти с нуля, вообще без партнеров". Если GM решила эту проблему, то начать выпуск Opel Astra несложно, говорит аналитик. "GM-АвтоВАЗ" уже сделал основные инвестиции в новый цех, и, чтобы дополнительно к внедорожникам выпускать как минимум 50 000 Opel Astra, потребуется дополнительно вложить лишь около $100 млн", - говорит Сахнова

Источник: Ведомости