18.09.2003

Свободу вместо денег. Даст университетам новый закон



Комитет по образованию Госдумы подготовил проект закона "Об университетах". Он предполагает, что ведущие вузы страны получат больше самостоятельности – смогут выдавать выпускникам дипломы университетского, а не государственного образца и свой сертификат о получении ученой степени. Но руководство университетов ждет другого документа – закрепляющего особый статус их вузов, что позволит им претендовать на дополнительное госфинансирование.
       
"Девальвированное" образование

       Идея законодательного выделения университетов из массы высших учебных заведений возникла не случайно. Ректоры ведущих вузов объясняют, что растущее число коммерческих вузов с сомнительной репутацией и открытие непрофильных, конъюнктурных факультетов в университетах с давними академическими традициями (например, юридических факультетов при технических вузах) привело к тому, что высшее образование в стране потихоньку девальвировалось. Проректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Лев Любимов рассказал Ъ, что он знает такой вуз в Перми, в котором все занятия со студентами проходят на квартире ректора и который, тем не менее, выдает диплом о высшем образовании. А в Нижегородской области в поселке с населением в 6,5 тыс. человек есть свой Инженерно-экономический университет. "Бюджетные средства размазываются и на такой вот инженерный вуз, и, к примеру, на Нижегородский госуниверситет",– говорит господин Любимов.

       Для пресечения подобной уравниловки комитет по образованию Госдумы подготовил законопроект, определяющий статус университета. По этому закону университет обязан сочетать функции образовательного учреждения и научной организации, взаимодействовать с академической и прикладной наукой и быть "открытым для мирового научного сообщества". Университет обязан быть многопрофильным, то есть предлагать знания по нескольким направлениям, участвовать в переподготовке кадров в системе высшего образования и обладать достаточным профессорско-преподавательским составом. Никаких конкретных норм документ не предлагает, поэтому, очевидно, для его исполнения требуется ряд подзаконных актов.
       
Права и обязанности

       По словам председателя думского комитета по образованию Александра Шишлова, закон наделяет университеты определенными свободами. Они получат право самостоятельно присуждать ученые степени – сейчас они утверждаются Высшей аттестационной комиссией (ВАК). У университетов появится и больше прав в определении учебных программ. По словам господина Любимова, ежегодно в его вуз приходят "женщины из министерских аттестационных комиссий" и заявляют, что учить математике 900 часов в год нельзя, а можно только 400. "Но ведь за 400 часов высшей математике не научишь. Мы связаны госстандартом, который не соответствует нашему уровню преподавания",– признается господин Любимов. Но главное новшество закона – право университетов выдавать диплом собственного, а не федерального образца.

       В обмен на свободы закон наделяет университеты и большей ответственностью. Так, по словам господина Шишлова, их бюджеты должны стать подконтрольны университетской общественности. "Бюджет должен быть прозрачным,– считает господин Шишлов.– Закон обязывает руководство университетов обсуждать расходы на ученом совете и университетских конференциях: обычный студент и профессор не знает, как тратятся университетские деньги". Статьи доходов и расходов должны, например, раскрываться на общедоступном университетском сайте, как это сделано руководством ВШЭ.
       
Не тот закон

       Несмотря на свободы, предоставляемые новым законом, ректоры ведущих вузов ожидают более конкретного постановления, а именно положения "О ведущих вузах", которое уже больше года разрабатывается рабочей группой при Министерстве образования и все никак не увидит свет.

       По словам председателя Всероссийского совета ректоров Игоря Федорова, в этом положении будут указаны конкретные критерии, определяющие "ведущий вуз". Например, число государственных ведомств, обеспечивающих вузу госзаказ на научные исследования (например, многочисленные расчетные проекты, которые ВШЭ разрабатывает для Минфина, Минэкономразвития и Минобразования),– их должно быть больше пяти. Объем научных исследований (он определяется суммой грантов, которые получил вуз под исследовательские проекты) должен исчисляться сотнями миллионов рублей (в МГТУ имени Баумана, к примеру, ежегодная сумма грантов достигает 370 млн рублей). Число научных направлений, разрабатываемых университетом, должно быть не меньше пяти, работающих в нем докторов наук – не меньше одного на 50-100 студентов, а кандидатов – не меньше одного на десяток учащихся. Библиотечный фонд "ведущего" вуза должен исчисляться миллионами томов научной литературы (в Бауманке их 3 млн).

       Несмотря на то что основные положения документа неоднократно обсуждались в министерстве и в союзе ректоров, его принятие постоянно откладывается. Проблема в том, что кроме статуса ведущие вузы должны получить дополнительное финансирование – в полтора раза превышающее бюджет остальных вузов. "На такое финансирование претендует слишком много вузов,– считают в министерстве,– так что документ все время приходится уточнять и переписывать, чтобы ограничить число желающих".

       По мнению ректоров, не думский закон, а определение списка лидирующих вузов поможет покончить с "дипломоманией". "Иначе мы будем обречены на профессуру второго сорта и 'тьюторов' (преподаватель без научной специализации в американских университетах.–Ъ) вместо исследователей",– считает господин Любимов.

ЮЛИЯ Ъ-ТАРАТУТА

Источник: КоммерсантЪ