18.09.2003

Альянс откладывается. Air France и KLM пока не договорились



Давид Готье-Виляр
Валери Венк

         Заключение альянса между Air France и KLM, о котором, как ожидалось, вчера должны были объявить французская и нидерландская авиакомпании, откладывается. Запланированное на среду заседание совета директоров Air France, на котором должно было быть одобрено соглашение о партнерстве, не состоялось. Обе стороны подтвердили свою готовность к сотрудничеству, однако аналитики, рассчитывавшие на скорое транснациональное слияние, оказались разочарованы.

        Проект слияния двух компаний, занимающих соответственно первую и четвертую строки в списке крупнейших европейских авиаперевозчиков, знаменует беспрецедентную степень международной интеграции в данном секторе. Альянс Air France и KLM мог бы превзойти по масштабам бизнеса большинство американских авиакомпаний. Антимонопольные органы вряд ли одобрили бы слияние компаний. Поэтому, по словам источника, знакомого с ходом переговоров, разрабатывается следующая структура альянса: в франко-голландском холдинге обе компании-участницы выступали бы в роли дочерних компаний, каждая из которых сохранила бы свои национальные черты, брэнд и бизнес-культуру. "Цель такого союза - получить выгоды интеграции без обычных для таких случаев неудобств", - пояснил источник.

        Правительство Франции, владеющее 54,4% акций Air France, заявило, что одобряет альянс с KLM, хотя он и размывает его долю собственности. Рыночная капитализация Air France составляет 3,29 млрд евро ($3,68 млрд) - по этому показателю французская авиакомпания примерно в шесть раз превосходит KLM. Поэтому доля нидерландской компании в холдинге, скорее всего, была бы меньше.

        По нынешним нормам, действующим в области международных авиаперевозок, полномасштабное слияние KLM с Air France лишило бы нидерландскую компанию части ее привилегий на зарубежных рынках. Ожидается, в качестве подразделения международного холдинга KLM придется заново улаживать ряд претензий со стороны правительств других стран. Кроме того, существующие двусторонние соглашения об авиаперевозках предусматривают, что контроль над бизнесом национальной авиакомпании осуществляет соответствующее правительство. Пока неясно, каким образом все эти противоречия разрешаются в нынешних планах организаторов совместного проекта.

        Как ожидалось, на вчерашнем заседании совет директоров Air France должен был одобрить сделку. Но оно было отменено, а причины французская компания объяснить отказалась. После того как стало известно об отмене заседания, акции KLM упали на 6%. Акции Air France подешевели на 1,6%.

        Официальная представительница Air France даже заявила, что обсуждение сотрудничества с KLM в совете вообще не планировалось на среду. Однако источник, близкий к Air France, подтвердил, что собрание было запланировано, но затем отложено "на более поздний срок без указания причин". Французская газета L'Agefi со ссылкой на неназванный источник сообщила, что отсрочка вызвана просьбой, поступившей в последнюю минуту от KLM. Air France и KLM выпустили совместное заявление, в котором говорится, что они значительно продвинулись на переговорах "о тесном сотрудничестве". (DJ, 17. 09. 2003, Александр Сафин)

Источник: Ведомости