19.08.2003

Пить в России стали меньше. Потому что жизнь веселей



В прошлом году россияне пи ли меньше всего крепких напитков за последнюю пятилетку - всего 19,7 л на душу населения. Этот рекорд аналитики объясняют тем, что жизнь стала лучше, народ больше не стремится забыться и все меньшую долю своих расходов направляет на выпивку. Правда, крупные производители водки пока за свой бизнес не боятся. Даже в сравнительно благополучном 1998 г. россияне пили больше крепкого алкоголя - 20,4 л на человека. А после кризиса стали пить еще больше. По данным Объединенной финансовой группы, опубликовавшей на днях исследование рынка спиртного, в 1999 г. потребление напитков крепостью от 40% выросло почти на 10% - до 22,4 л на душу населения. При этом экономить народ стал на более слабых напитках - пиве (траты на него упали на 46% ) и вине (рынок сократился на 10% ), а продавцы водки и других крепких напитков по сравнению с 1998 г. недосчитались всего 1% выручки (в долларовом выражении). Но, пережив финансовый шок, люди начали постепенно сокращать потребление водки: в 2000 г. они выпили 21,7 л крепких напитков на душу населения, а в 2001 г. - 20,7 л.

С тех пор поменялись и приоритеты в семейных бюджетах. В первый послекризисный год средняя семья тратила на все спиртное 9,8% своих денег, в 2000 г. - 10,2% , в 2001 г. - 9,7% , а в прошлом - только 8,8%. Меньшая доля расходов среднего домашнего хозяйства направлялась на выпивку только в 1998 г. - 8,1%.

Глава аналитического отдела ОФГ Эрик Вигарс объясняет некоторое охлаждение соотечественников к крепким напиткам макроэкономическими факторами. "Чем лучше чувствует себя экономика страны, тем больше люди стремятся пить алкоголь не чтобы забыться, но наслаждаться вкусом, поэтому покупают больше вина или пива", - говорит Вигарс.

По данным ОФГ, с 1998 по 2003 г. потребление пива увеличилось с 22,5 л на душу населения до 49 л, потребление вина тоже выросло в два с лишним раза, достигнув в прошлом году 5,5 л.

Сходные мотивы в поведении потребителей приводит глава маркетингового агентства GfK Александр Демидов. "За последние год-два многие жители небольших городов узнали новые хобби - боулинг, фитнес, путешествия в другие страны - они начинают меняться", - говорит Демидов.

Одновременно независимые аналитики отмечают увеличение спроса на импортные дорогие напитки. По оценке маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", с 1998 г. потребление импортных коньяков или виски увеличилось в два раза, правда, в пересчете на всю страну потребление импортных крепких напитков пока остается ничтожным.

Сокращение потребления крепкого спиртного пока не беспокоит производителей водки. Например, Герман Климовский, вице-президент Русской винно-водочной компании, выпускающей водку "Флагман", утверждает, что в последние год-два продажи его компании росли. По его словам, за последние два года сегмент, в котором продается "Флагман" или конкурирующий с ним брэнд "Гжелка", увеличился почти в три раза - с 4 млн до 15 млн ящиков в год - и занял 15% всех продаж водки. Если рынок водки и сокращается, то за счет дешевого и низкокачественного товара, говорит Климовский.

"Предпочтение более легких алкогольных напитков водке - хорошая тенденция, она является показателем здоровья нации и не может не радовать", - говорит вице-президент по маркетингу Очаковского пиво-безалкогольного комбината Инна Кочетова. По ее словам, к октябрю компания откроет собственный винный завод в Тамани.

Впрочем, пока россияне тратят несравнимо большую долю своих расходов на алкоголь по сравнению с другими жителями стран с развивающейся экономикой. Те, по данным ОФГ, в прошлом году в среднем потратили на алкоголь $73 против $105, с которыми расстался россиянин.

Источник: Ведомости