11.08.2003

"Елисеевский" обещает вернуть серебряный век потребления



Елисеевский гастроном до октября простоит в строительных лесах. После реставрации в его торговые залы вернутся атмосфера дореволюционной роскоши и царский сервис. Что это такое, реставраторы и дирекция главного продуктового магазина страны изучают по фамильной книге основателя торговой династии "Григорий Елисеев". Она, как Библия, лежит на столе в штабе по реконструкции.

Во втором торговом зале "Елисея", в том, где неизменно продавалась водка, случился маленький переполох. На потолке зала, которому вернули лепнину из причудливых виноградных лоз в стиле модерн, реставраторы случайно обнаружили еще и замазанную роспись. Считалось, что она утеряна, но нанятый строитель всех удивил. Он полез счистить вздувшуюся штукатурку, махнул скребком, а под ним – виноградная лоза. Фрагмент точь-в-точь повторяет лепнину. Только не вписывается в уже оконченные работы.

– Ну вот, теперь с Главным управлением охраны памятников греха не оберешься, – разочарован один из реставраторов Алексей Чукин, – в перечне работ эта роспись не значится, а это почти великое географическое открытие мы не имеем права утаивать. Опять запреты начнутся.

Реставратора расстроило не только то, что работы остановят, а то, что на восстановление панно уйдут месяцы, если не год, хотя магазин должен быть открыт в первой половине Срочно приглашенные инспекторы из ГУОП приняли соломоново решение – фрагмент росписи оставить, законченные работы не менять.

Два реставратора, обтянутых жесткими оранжевыми ремнями, перевели дух. "Главное ничего не надо переделывать, – признается Александр Лукашев, – а то Малый зал мы уже закончили, а Большой и не начинали – нет разрешения".

– Через три-четыре года зданию предстоит капитальная реконструкция, – объясняет руководитель реставрационных работ Игорь Езерский, – вот тогда полностью вернем магазину первоначальный облик, а пока решено двигаться поэтапно. Сейчас мы реставрируем только торговые залы, я бы сказал, что делаем это лишь косметически. Обновляем цвет. Сами видите, фрагмент росписи оставим, а всю ее не вернем.

Пока мы говорим, реставраторы спорят о том, каким должно быть зеркало Малого зала – традиционным, как раньше, или тонированным.

– Я против новостроя, – говорит господин Чукин.

Его убеждают, что в те времена не было тонированных зеркал, которые дают еще больший объем, чем обычные. Так почему бы не внести элемент новаторства? "Новостроя", – не сдается Чукин. Но его не поддержали даже инспекторы из ГУОП. Тонированному зеркалу все же быть.

Осенью процентов на 60–70 мастера вернут Елисеевскому гастроному исторические интерьеры, которые занесены в списки культурного наследия ЮНЕСКО. Около 40 профессиональных художников-реставраторов из НИИ "ГИОН", который реставрировал Музей революции, рязанский Кремль и церковь Петра и Павла на Яузе, уверены, что на этом закончится лишь часть работы.

– Главное для нас, – говорит генеральный директор гастронома "Елисеевский" Наталья Харитонова, – вернуть его дух. А он создавался Григорием Григорьевичем Елисеевым как "торговые ряды в режиме свободного доступа к товарам".

– То есть вы хотите сделать магазин самообслуживания? – спрашиваю.

– Ни в коем случае! – почти возмущается госпожа Харитонова. – Тем более мы не позволим превратить "Елисеевский" в банальный супермаркет.

И тут она оживляется. В книге у Елисеева она почерпнула идею "Серебряного века культуры потребления" и теперь хочет вернуть ее в магазин.

–Остров, – центр магазина, где товар отпускался через прилавок, останется, – говорит Наталья Харитонова, – а "материки", которые его окружают, превратятся в мини-бутики высококачественных отечественных товаров. Выбирать их покупатель будет сам, но рядом будет продавец-консультант, владеющий, как и у самого Елисеева, несколькими языками, поможет сделать нужный выбор. Это будет индивидуальное обслуживание каждого посетителя.

Когда Наталья Александровна начала увлеченно рассказывать, что в магазин вернется система приказчиков и заказанные продукты будут развозить по домам или выносить их состоятельным покупателям на улицу в машину, стало как-то грустно. Директор магазина опередила возможный вопрос:

– Вы не думайте, мы не будем бутиком для супербогатых. Точнее, останемся магазином и для богатых, и для всех слоев общества.

В гастрономе хотят возродить традиции купца Елисеева, который, в частности, по осени бесплатно раздавал небогатой публике антоновские яблоки. "Ну "халявные" яблочки всем не обещаем, – говорит заместитель генерального директора Борис Тритенко, – хотя прорабатываем такую возможность, а вот у нас на учете как стояли 450 ветеранов, так и останутся. И скидки для них тоже. И потом, наряду с элитными продуктами, их у нас около 30 процентов от общего числа, погоду будут делать все же обычные продукты по доступным ценам".

Источник: Рынок продуктов питания