29.07.2003

Диктатор центрального телевидения. Саддам Хусейн стал главным американским телегероем



Вчера американское командование в Ираке объявило о начале новой операции по поимке Саддама Хусейна. Особый отряд командос, специализирующийся на охоте за Саддамом, ежедневно берет штурмом здания, где мог бы прятаться экс-диктатор. Сенсационные сюжеты о погоне за злодеем открывают все выпуски новостей на американских телеканалах. Да и весь ход операции в Ираке, похоже, уже давно диктуется не правилами ведения войны, а законами шоу-бизнеса.
       
Детектив в прямом эфире
       На американских телеэкранах на этой неделе стартует новое телешоу "Поймать Саддама Хусейна". Как уверяют американские военные, в конце прошлой недели им удалось поймать "некоторое количество" телохранителей бывшего иракского диктатора (от пяти до десяти), которые пролили свет на его местонахождение. С тех пор специальная группа Task Force 20, натасканная на Саддама, в стиле лучших американских кинобоевиков преследует гонимого экс-президента. Группа тележурналистов, в свою очередь, преследует отряд командос, чтобы в прямом эфире показать американскому зрителю исторические кадры.
       В Голливуде все происходящее давно считается избитыми штампами, но в реальности смотрится достаточно увлекательно. Рано утром в воскресенье (время вечерних субботних теленовостей в США) по наводке пойманных телохранителей Саддама американцы нагрянули на одну из ферм близ Тикрита, родного города экс-диктатора. "Мы упустили его, мы опоздали всего на какие-то 24 часа",– драматично вздыхал руководивший рейдом подполковник Стив Рассел. Голос за кадром объяснял, что на ферме прятался новый глава службы безопасности Саддама и, возможно, сам беглый экс-президент, который теперь меняет укрытие каждые два часа. "Ничего, петля вокруг этих ребят затягивается. Им уже негде прятаться, потому что мы везде. Со дня на день мы можем постучать в их дверь, выбить их дверь. И они это знают",– успокаивал телезрителей полковник Джеймс Хики, как бы приглашая их к просмотру следующей серии.
       Следующая серия не заставила себя ждать – уже в утренних воскресных новостях (в Ираке был вечер) бойцы спецподразделения Task Force 20 вломились в дом принца Рабиа Мохаммеда аль-Хабиба в богатом багдадском районе Аль-Мансур. Дальний родственник Саддама аль-Хабиб, названный одним из самых влиятельных племенных лидеров в Ираке, был заподозрен в том, что укрывал диктатора. При штурме были убиты пять человек, однако Саддама не нашли. Продолжение следует.
       Трудно сказать, кто больше всех заинтересован в раскручивании детективного сериала про поиски Саддама Хусейна. Белый дом, конечно, извлекает определенную выгоду: президента Буша как раз сейчас обвиняют во лжи по Ираку, спецслужбы – в неспособности предотвратить события 11 сентября. Яркая телеэпопея, конечно же, может отвлечь общественное мнение.
       Однако не в пример больше заинтересованность самих телевизионщиков. Ни одна самая рейтинговая передача не может сравниться по накалу страстей и по вниманию зрительской аудитории с прямым включением с места событий. Такова загадочная натура обывателя: он может бросить все свои дела и часами смотреть в пустой черный экран, изредка озаряемый вспышками, если внизу присутствует титр "прямой эфир" и голос за кадром с надрывом рассказывает об эпохальности события, "свидетелями которого мы являемся". Такое самозабвенное зрительское внимание могут гарантировать только экстраординарные происшествия: начало войны, поимка главного злодея или чудовищный теракт. И телевидение (не без помощи политиков) прилагает все усилия, чтобы эти события происходили почаще, а шоу было максимально зрелищным.
       
Война за зрителя
       Телеканалы так рьяно отдаются игре с международными проблемами, что иногда создается впечатление, что не телевидение обслуживает интересы политиков, а наоборот – Белый дом находится под каблуком у медиаимперий. Чем еще объяснить, что важнейшие события происходят именно в то время, когда их удобнее увидеть по телевидению американскому телезрителю? Возьмем, к примеру, эпопею с убитыми на прошлой неделе сыновьями Саддама Хусейна Удеем и Кусеем. Информацию о том, что братья прячутся на вилле в Мосуле, американцы получили еще в понедельник, 21 июля. Однако на штурм пошли почему-то только во вторник, поздно вечером по местному времени (оно совпадает с московским). Такая задержка легко объясняется тем, что в Нью-Йорке было как раз время утренних новостей и американцы имели возможность следить за прямыми эфирами из Ирака.
       Сразу после убийства братьев американское командование в Ираке пообещало обнародовать фотографии трупов. Однако сделано это было лишь в четверг (потому что в среду телеканалы были заняты показом выступления президента Буша), причем опять-таки не днем, а вечером – чтобы было удобнее телезрителям в США.
       В эту схему отношений "политика на службе у телевидения" прекрасно вписываются постоянные нападки Белого дома на неамериканские телеканалы. Например, в воскресенье замглавы Пентагона Пол Вулфовиц обрушился на арабские телекомпании "Аль-Джазира" и "Аль-Арабия" – основных конкурентов американских каналов в освещении войны в Ираке. Выступая в эфире телеканала Fox News, господин Вулфовиц заявил, что эти телестанции "очень пристрастно освещают" события в Ираке, "стимулируя насилие, направленное против американских войск". Под ударом, впрочем, оказалось не только арабское телевидение. Назначенный американцами руководящий совет Ирака на своем первом заседании помимо "Аль-Джазиры" раскритиковал и "Би-Би-Си", картинка которого тоже отличается от телешоу по-американски.
       Наконец, вчера американские военные дали еще один бой соперникам телеканалов США. Сначала около Мосула был арестован оператор "Аль-Джазиры", который снимал, как иракцы обстреливают американских солдат. А потом в Багдаде, в районе Аль-Мансур, где как раз и происходил один из этапов охоты на Саддама, был избит японский фотограф. Сотрудники информагентства Japan Press пытались сфотографировать повреждения, причиненные в ходе ловли Саддама имуществу местных жителей. Военнослужащие США, как утверждают японцы, конфисковали камеры, а одного из фотографов связали и избили.
       
Террористический шоу-бизнес
       Превращение мировых новостей в телесериал – это, конечно, не диковинка. Международная политика стала разновидностью шоу-бизнеса еще несколько лет назад, с появлением Осамы бен Ладена. Эта колоссальная одиозная фигура была раскручена по всем канонам голливудских фильмов ужасов: уродец, скрывающийся в подземелье и желающий если не властвовать над миром, то уничтожить его. Однако, как бывает в любом телесериале, со временем актеры стареют или разрывают контракт, и на ту же роль продюсерам приходится брать нового исполнителя. Так вышло и в мегапроекте "Война с мировым терроризмом". В одной из серий роль злодея номер один вместо Осамы бен Ладена стал играть Саддам Хусейн.
       Если афганское телешоу было довольно скромным (началось оно спонтанно, и времени на подготовку у телеканалов не было), то к "Войне в Ираке" удалось хорошо подготовиться. СМИ постарались заранее ознакомить публику с действующими лицами: иракскими злодеями, от которых надо спасти мир (в Афганистане раскрутить удалось только бен Ладена и муллу Омара).
       Превращение иракских руководителей в поп-звезд оказалось непростым: у них очень трудные для западного уха имена. Саддам, Удей и Кусей еще могут запомниться американскому телезрителю. Но заставить домохозяйку отличать Мохаммеда Саида ас-Сахафа от Али Хасана аль-Маджида – это казалось нереальным. Запутывало и то, что у доброй половины иракских "злодеев" одинаковая родовая фамилия "ат-Тикрити" (по названию города Тикрит, откуда родом Саддам).
       Впрочем, и здесь выход был найден. Выручила хорошо всем известная природная слабость Джорджа Буша к уменьшительно-ласкательным шутливым прозвищам. Мысль проста: раз президенту проще запомнить своих многочисленных зарубежных коллег, придумав им прозвища, то и телезрителю это тоже может понравиться. Так генерал аль-Маджид, якобы руководивший подавлением курдского восстания и применивший тогда отравляющие газы, превратился в Химического Али. Потом по созвучию придумали прозвище иракскому министру информации, в ходе войны выступавшему с пафосными речами и предвещавшему неминуемую гибель американцам; он стал Комическим Али.
       Когда необходимо было доказать наличие в Ираке оружия массового поражения, СМИ ославили ученых, подозреваемых в его производстве. Хода Салех Аммаш стала называться Мисс Сибирская Язва, а ее коллега Рахиб Таха – Доктор Бактерия. Американцы уверяли, что именно эти женщины внесли наибольший вклад в создание иракского биологического оружия (пока никаких его следов найдено не было, поэтому и клички ученых, похоже, совершенно необоснованны). Наконец, сыновьям Саддама придумали прозвище, помогающее американцам запомнить, что они очень жестоки,– Братья Грим (от английского grim – "жестокий, беспощадный").
       Но и этим проблема не решалась – каждому хлесткое прозвище не придумаешь, а количество узнаваемых злодеев должно быть максимально большим (иначе зритель быстро потеряет интерес к телешоу "Война в Ираке" и переключится на какой-нибудь "Секс в большом городе"). И тогда появилась на свет гениальная идея: представить иракское руководство в виде колоды карт. Официально было объявлено, что это делается для удобства солдат. На самом же деле очевидно, что самим военным карточная колода никак помочь не может, зато зрителю дает наглядное представление об иракской иерархии и позволяет с большей убедительностью хвастаться о военных успехах. Сообщение о том, что 37 из 55 карт в иракской колоде уже биты, звучит весьма внушительно.
       Истощение иракской колоды грозит неминуемым окончанием шоу. А это значит, что, как только Ирак станет неинтересен, народ вновь потребует зрелищ. И тогда как раз во время утренних теленовостей по нью-йоркскому времени начнется новая серия. Место исполнителя главной роли пока вакантно.

Источник: КоммерсантЪ