09.06.2003

Дилеры отстали. Продавцы иномарок не успевают за ростом спроса



Желающим купить новую иномарку сейчас не так просто осуществить свои планы. Впервые в автосалонах дефицит машин многих популярных брэндов, прежде всего азиатских, цены на которые выставляются в долларах. Дилеры просто не успевают ввезти нужное количество автомобилей, и в итоге клиентам предлагают стоять в очереди, иногда несколько месяцев.
По данным компании "Рольф-холдинг ", эксклюзивного дистрибьютора японской Mitsubishi, официальные продажи новых иномарок в России (без учета данных СП "GM-АвтоВАЗ" и "УзДэу") за I квартал выросли почти на 60%. "Тойота Мотор" оценивает общий рост несколько скромнее: в 45%. Но все участники рынка сходятся во мнении, что это увеличение является крупнейшим за последние годы, и утверждают, что динамика роста сохраняется несмотря на наступление лета - времени традиционного затишья в автоторговле.

На азиатские брэнды спрос такой, что продавцы с ним не справляются.

Андрей Безруков, директор департамента продаж ООО "Тойота Мотор" (эксклюзивного дистрибьютора Toyota в России) , отмечает, что в стране впервые наблюдается дефицит по широкому диапазону моделей иномарок. Раньше ажиотажный спрос возникал только на некоторые новинки.

Антон Козлов, начальник отдела продаж автосалона "Тойота-центр - Лосиный остров", говорит, что у его компании "абсолютный дефицит всех моделей". В итоге Corolla клиентам приходится ждать от двух месяцев до полугода, Avensis - до пяти месяцев, Rav 4 - от трех месяцев. По его словам, записываться в очередь приходится даже желающим купить Land Cruiser, несмотря на цену от $70 000 за машину. (Общие продажи "Тойота Мотор" в России в I квартале 2003 г. выросли на 300% по сравнению с тем же периодом прошлого года до 3155 машин. ) Покупателей не отпугнуло даже проведенное недавно представительством Toyota повышение цен на модели Corolla и Camry в среднем на $500. Валерий Тараканов, директор по маркетингу компании "Рольф-холдинг ", говорит, что нехватку машин ощущают и дилеры Mitsubishi. "Спрос растет более высокими темпами, чем ожидалось, поэтому все машины уходят сразу", - отмечает он. На наиболее популярную модель - Carisma (цена в зависимости от комплектации от $13 650 до $20 150) формируется запись на срок до месяца. По данным "Рольф-холдинга", в апреле 2003 г. продано 1415 Mitsubishi против 600 в апреле 2002 г.

В дефиците и самые популярные модели Subaru - Impreza и Forester (цена на эти машины в разной комплектации от $24 000 до $44 000) , рассказал Петр Созинов, менеджер ООО "Субару Мотор", эксклюзивного дистрибьютора Subaru в России. По его словам, благоприятное для компании соотношение курсов иены ( "Субару Мотор" расплачивается с производителем именно в этой валюте) , рубля и доллара позволило весной даже снизить цены на некоторые модели. Например, цена на Legaсy снизилась примерно на $1500. Татьяна Натарова, менеджер по связям с общественностью представительства Honda, говорит, что в салонах не хватает обновленного Accord и внедорожника CR-V. На Accord идет запись на сентябрь. Если в январе Honda продала 80 машин, то в мае - 299, что чуть ли не в три раза превышает результат прошлого года.

Продавцы машин, выставляющие цены в евро, преуспели меньше. Стоимость таких автомобилей с начала года выросла на 20 - 25%. "Покупатель не понимает, почему сейчас он должен платить за Peugeot 307 $18 000, если он несколько месяцев назад стоил $15 000, и идет покупать "Тойоту", цена на которую не изменилась", - пожаловался "Ведомостям" директор крупного автосалона, продающего Peugeot. Он отмечает, что у него, как и у его коллег, торгующих европейскими брэндами, машин пока "больше, чем покупателей". Цены в евро мешают и японскому Nissan. Как рассказал руководитель одной из дилерских компаний, контракты на поставку Nissan с европейского завода в Россию традиционно заключаются в евро, что стало мешать росту продаж. "Продажи росли бы гораздо динамичнее, если бы цены остались в долларах", - признал в беседе с "Ведомостями" сотрудник представительства компании. В мае Nissan продал 801 машину, что всего на три автомобиля больше, чем в мае прошлого года. По итогам I квартала 2003 г. рост продаж Nissan составил 14%.

"Европеец", который может похвастаться резким ростом продаж, Ford Focus российского производства - самая продаваемая иномарка в России по итогам I квартала. "Сейчас в свободной продаже появляются только единичные машины, если отказался кто-то из клиентов, сделавших заказ", - говорит Оксана Хартонюк, менеджер по PR российского отделения Ford Motor Co. По ее словам, дилеры сейчас принимают заказы на Ford Focus с доставкой в октябре-ноябре. ЗАО "Автотор", собирающее в Калининграде автомобили корейской марки Kia, в январе - мае реализовало 3500 автомобилей, что в три раза больше соответствующего периода прошлого года. Неплохо подросли и продажи Daewoo узбекской сборки. В компании "УзДэуАвто" объясняют провальный результат I квартала (было продано меньше 2000 авто) сложностями с таможней. С 1 апреля по 15 мая дилеры продали 4525 Daewoo. "Сейчас все продается без остатка" - говорит Александр Гнездюк, коммерческий директор "УзДэуАвто".

Правда, Козлов из "Тойота-центр" отмечает, что дилеры не так много выиграли от всплеска покупательской активности. "К сожалению, сейчас ажиотажный спрос на машины Toyota и в Европе, и российские заказы иногда урезаются в пользу европейских. Мы могли бы существенно увеличить число получаемых машин только через 4 - 6 месяцев, но к тому времени ситуация со спросом может измениться", - говорит Козлов.

О том, что компания не успевает воспользоваться всплеском спроса, говорит и Натарова из представительства Honda: "Мы не можем продавать больше, чем заказали, а заказ был сделан довольно давно. Приходится просить клиентов подождать".

Источник: Ведомости