31.03.2003

Журналисты ТВС заплатили за войну в Ираке



В понедельник состоится собрание акционеров ООО "ТВ-6", которому принадлежат 10% акций ТВС. Неизвестно, будет ли там обсуждаться проблемная ситуация с Григорием Кричевским, недовольство работой которого две недели назад высказали ведущие информпрограмм. Евгений Киселев называет предстоящее собрание формальным и говорит, что единственным вопросом будет утверждение годового отчета. Однако, как стало известно корреспондентам ГАЗЕТВ, конфликт на ТВС становится все более очевидным. С подробностями - корреспонденты ГАЗЕТЫ Евгений Кузин и Фекла Толстая.


Этому собранию предшествовало сенсационное решение гендиректора ТВС Руслана Терекбаева. В пятницу он по электронной почте разослал письмо, в котором проинформировал подчиненных о том, что по причине тяжелой экономической ситуации на канале и увеличившихся расходов, связанных с войной в Ираке (командировки, аренда спутниковых тарелок, перегоны сюжетов, мобильная связь), премиальные за март не предусмотрены.

К нерегулярным выплатам денег на ТВС привыкли (люди до сих пор не получили по 50% зарплаты за декабрь и январь), и не обратили бы внимания на это сообщение и на этот раз, если бы не одно обстоятельство - письма получили не все журналисты ТВС, а только ведущие информационных программ. По странному стечению обстоятельств, зарплату сократили тем, кто две недели назад высказал недовольство работой главного редактора службы информации ТВС Григория Кричевского. В частности, по нашей информации, уведомление о невыплате премиальных получили Михаил Осокин, Марианна Максимовская, Лиза Листова, Владимир Кара-Мурза, Виктор Шендерович и Владимир Соловьев. При этом Евгений Киселев, который также является ведущим, уведомления не получал.

В случае с ТВС невыплата премиальных означает, что гендиректор решил не платить журналистам заработанных ими денег. Как пояснила ГАЗЕТЕ пресс-секретарь ТВС Татьяна Блинова, в форме премиальных на канале выплачивается приблизительно половина зарплаты, оговоренной в контракте каждого сотрудника. В связи с этим невыплата премиальных по сути означает сокращение зарплаты.

Некоторые акционеры давно настаивали на подобном сокращении, считая заработки журналистов «непомерно высокими», особенно в столь «критической финансовой ситуации на ТВС».

Один из владельцев канала на минувшей неделе в разговоре с ГАЗЕТОЙ прогнозировал, что высокооплачиваемые сотрудники ТВС могут лишиться до 50% доходов. Однако в данном случае сокращение носило явно выборочный характер и зарплаты сократили не всем.

Оставшийся без зарплаты за март Владимир Кара-Мурза считает решение генерального директора неверным. «Мне кажется, что Терекбаев и акционеры не знают, кем они руководят. Я лично в гробу видел их зарплату, потому что на телевидении работал только ради идей, которые мы отстаиваем в эфире. И остальные ребята тут со мной согласятся. Нам не зарплаты важны, а то, что каждый час вещания ТВС в стране становится меньше дураков. Если Терекбаев думал, что лишит нас заработанных денег и тем самым насолит или чем-то уязвит, то он ошибся. Поэтому я бы и Руслану, и акционерам посоветовал почитать о том, какие люди работают на канале и ради чего», - заявил Кара-Мурза ГАЗЕТЕ.

Ведущему программы «Бесплатный сыр» Виктору Шендеровичу зарплату сократили наравне с остальными, несмотря на то что программа не находится в ведении службы информации. Отвечая на вопрос ГАЗЕТЫ о том, какие действия он предполагает предпринять в ответ на понижение зарплаты вдвое, Шендерович отшутился, что 'из 26 минут программы 13 будут смешными и остроумными, а другие 13 - так себе'. Также Шендерович сказал, что у него есть основания считать действия Терекбаева 'политическими, а не экономическими'. Сам Руслан Терекбаев комментировать ситуацию отказался, указав на то, что это сугубо внутренние дела его компании. В то же время в интервью ГАЗЕТЕ он рассказал собственное видение разрешения проблемной ситуации на 'шестой кнопке'.

Руслан Терекбаев: «наше состояние - глобальный кризис»

- Проблем у сегодняшнего ТВС довольно много - и неразрешенный до сих пор вопрос с лицензией, и финансовый кризис, и проблемы в коллективе. Что вы сейчас для себя считаете самым важным? О чем вы больше всего беспокоитесь?
- Есть две вещи, которые, на мой взгляд, самые важные для канала в данной ситуации. Первая - это полное отсутствие доходов. Т.е. они есть, но они ничтожно малы по сравнению с предполагаемыми затратами. Был совершен глобальный просчет в начале, и он до сих пор не исправлен. Сейчас огромные усилия как мои, так и акционеров направлены на то, чтобы исправить эту ситуацию, она сверхболезненная. Именно отсутствие притока денег лишает канал возможности маневрировать и, наоборот, увеличивает кредиторские задолженности.

- А почему нет доходов?
- Телевизионный рекламный рынок России, как и любой рекламный рынок, - это очень сложный и очень тонкий механизм. Вообще реклама - очень сложный товар, это производная интеллектуальной собственности, процесс продажи телевизионной рекламы носит сезонный характер - здесь масса факторов. И эти факторы были проигнорированы или неправильно оценены. В результате чего произошло то, что произошло.

- Когда же была допущена ошибка? Еще на начальном этапе, когда «Шестой телеканал» только создавался для уникального журналистского коллектива, или потом, когда уже началось вещание? Или недавно?
- Характеризовать сейчас наше состояние можно только одним словом - это кризис, глобальный кризис. У кризиса никогда не бывает одной причины, всегда комплекс. Это финансовый кризис, кадровая проблема, юридические проблемы. Кризис носит хронический характер, и простых форм выхода не имеет. Что же привело к нему? Да, безусловно, я считаю, что нельзя ставить вопрос: есть некие сотрудники, к которым можно пристроить канал. Так не бывает. Это порочная и ошибочная логика, это просчет. Должна быть рыночная ниша, концепция, под которую должны быть набраны определенные ресурсы: бизнес-ресурсы и трудовые ресурсы. И даже в этом случае никто не гарантирует успех.

- Вам нравится как зрителю канал ТВС?
- Как зритель я не смотрю вообще телевизор, у меня нет такой возможности. Люди, которые делают канал, совсем не обязательно должны быть его зрителями. Я, например, возглавлял радио «Максимум» 10 лет. Я слушал его, но слушал как менеджер, мне нравилась программа, которая приносит деньги, а не музыка.

- Вы здесь не сходитесь во мнении с журналистами. Евгений Киселев, например, говорил не раз, что «вовлеченность в творческий процесс» - одно из важных качеств телевизионного руководителя.
- Если мы говорим о канале, то мы можем все-таки определить и измерить его сущность. Она может быть оценена с помощью социологических исследований, цифр и прочего. И вот это мне должно нравиться или не нравиться. Даже лучше не мне, а моему рекламодателю. Именно эти цифры трансформируются в наши деньги. А что мы имеем сейчас: наша зрительская аудитория самая старая, она имеет неблагоприятную социально-демографическую базу, лояльность зрителей нашего канала очень низкая, у нас низкие рейтинги. Мне это нравиться не может, и я удивляюсь, что это кому-то может нравиться. А картинка... Мы с вами специалисты, мы работаем в бизнесе, мы не те люди, не те сотни тысяч, которые сидят и смотрят наши программы.

- Канал должен менять аудиторию, менять свою направленность? Позиционировать себя по-другому?
- Я не готов об этом сейчас говорить. Нужно сначала определить входные условия и цель.

- Они определены?
- Для меня - да. Я считаю, что канал должен окупать себя.

- Даже если для этого потребуется менять журналистов?
- Надо признать, что нынешний журналистский состав - это одно из принципиальных условий данного предприятия.

- Как заставить его зарабатывать деньги? Вы знаете, какие шаги будете делать на этом пути?
- Прежде всего должен быть диалог, и журналисты должны понять, что предприятие существует для бизнеса.

- А журналисты очень гордые? Они считают, что этот бизнес для них?
- Я бы не хотел комментировать психологические аспекты журналистов и их состояние.

- Получается, что вы в самом-самом начале пути и далеки от обсуждения конкретных действий.
- Мы должны искать пути решения, безусловно, вместе с журналистами. Журналисты - это главное, что есть на канале. Или докажите мне, что все нормально. Пожалуйста, можете считать и так, только вопрос, кто будет за это платить.

- Какие задачи ставят перед вами акционеры?
- В ближайшее время должна быть переломлена ситуация с негативной финансовой динамикой.

- Вы будете экономить, сокращать расходы?
- Мы будем сокращать расходы по программам (закрывать какие-то программы), по закупкам, по производству и по заработной плате. Я даю принципиальную установку на сокращение расходов, потом программный директор и главный редактор ищут решение.

- А чем кончится история с Кричевским?
- Он продолжит работу, я не допущу, чтобы он ушел. Сам он никакого заявления об увольнении не писал. Он профессиональный работник и обеспечивает информационный процесс, который очень важен для этого канала. Решение коллектива не является основанием для увольнения. Есть предприятие, ЗАО «Шестой телеканал», которое производит программы.

- Это жесткая позиция. Вы не боитесь, что люди будут увольняться? Это будет и вашей проблемой, если, скажем, ведущие захотят уйти. Для вас важнее принципы?
- Сотрудники должны быть наняты в компанию и должны работать в соответствии с целью компании и соответственно управляться. А если принципы неправильные, все равно рано или поздно будет кризис. Что мы и имеем.

- Вам не хочется все это бросить?
- Но, если я взялся, значит, надо довести до какого-то статуса. Это не шутки: пришел, ушел, бросил… Это слишком высокий уровень. Да, мне не нравится бороться с журналистами, акционеры у меня тоже не простые, юридические коллизии, финансовый гигантский кризис - все это очень тяжело. Но просто так написать заявление и уехать в отпуск на Канары я не могу себе позволить. Я ответственный человек. Люди, которые меня сюда поставили, могут простить мне, если я ошибусь, но не простят мне несерьезного подхода к их бизнесу.

Источник: Газета