27.02.2003

Marlboro полегчало. Чтобы не потерять рынок



САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - С начала 2003 г. фабрика Philip Morris Izhora начала выпускать сигареты Marlboro с пониженным содержанием смол. В компании этот шаг объясняют вниманием к вкусовым пристрастиям российских потребителей. Однако, по мнению аналитиков, этот шаг является вынужденным: не предприняв его, Philip Morris Izhora может начать терять позиции на рынке.
Philip Morris Izhora - вторая по величине табачная фабрика страны. Производит сигареты Marlboro, L&M, Parliament, Virginia Slims, Bond Street и др. Предприятие запущено в феврале 2000 г. , в его строительство вложено $330 млн.

По данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", Philip Morris занимает 24% рынка сигарет в России, а фабрика под Петербургом производит 9,6% всех сигарет, которые выкуривают россияне.

По данным исследовательской фирмы "Бизнес Аналитика", рыночная доля Marlboro в России - около 1% (в Москве - 5% , Петербурге - 2,5% ).

Сигареты Marlboro с начала 2003 г. "полегчали" - содержание смолы в них снизилось с 12 мг до 11 мг, а никотина - с 0,9 мг до 0,8 мг. В компании говорят, что снижение содержания смол и никотина в сигаретах связано с изменением вкусов потребителей - не только в России, но и во всем мире. "Сейчас курильщики предпочитают более легкие сигареты", - сказал руководитель службы по связям со СМИ российского представительства Philip Morris Дмитрий Хрол.

По данным ассоциации "Грандтабак", если пять лет назад сигареты с пониженным содержанием смол и никотина потребляло 13% курильщиков, то в 2002 г. - уже 40%.

Аналитики считают, что внимание к предпочтениям потребителей вызвано тем, что компания не хочет потерять свои позиции на рынке. "У них был небольшой откат по продажам в 2002 г. Это доли процента, но в сегменте дорогих сигарет и это существенно", - говорит представитель одной из исследовательских фирм, отказавшийся назвать свое имя в печати.

В ассоциации "Грандтабак", наоборот, уверены, что решение компании снизить содержание смол и никотина может незначительно уменьшить продажи Marlboro в России, так как потребитель привыкает к определенному вкусу и крепости. "Кто-то перейдет на другие, более крепкие сигареты, но кто-то станет курить не одну, а полторы пачки в день", - считает аналитик ассоциации Владимир Стефашин.

Конкуренты Philip Morris также реагируют на изменения вкусов потребителей, но используют для этого другую стратегию. Вместо того чтобы сокращать содержание смол и никотина в существующих марках, они выводят на рынок легкие или суперлегкие сигареты. Так, на российских заводах British American Tobacco начали выпускать легкие сигареты Kent. По словам Владимира Аксенова, начальника управления внешних связей российского отделения BAT, это ответ Marlboro и Parliament. "У нас максимальное содержание смол в этих сигаретах - 8 мг. Рост продаж Kent в 2002 г. составил 80% , значит, это нужно потребителям", - сказал Владимир Аксенов.

Параллельно с этим Philip Morris запускает облегченные варианты других марок своих сигарет. Как заявил ранее директор по управлению производством в России Ги Гуфферс, в 2002 г. вышли суперлегкие разновидности сигарет Parliament, Virginia Slims и Bond Street.

Во ВНИИ табака считают, что ориентация на выпуск более легких сигарет связана и с государственной политикой. В 2003 г. в России законодательно сократили количество смол и никотина в сигаретах. В законе об ограничении курения табака для сигарет с фильтром этот показатель закреплен на уровне 14 мг смол и 1,2 мг никотина, для сигарет без фильтра - 16 мг и 1,3 мг.

Источник: Ведомости