04.02.2003

"Пятерочка" требует жертв от своих лучших поставщиков



Завтра розничная сеть "Пятерочка" объявит о запуске новой программы работы с крупными поставщиками. Взамен на обязательство гарантированно выкупать существенную долю производимой поставщиком продукции сеть требует для себя крупных скидок от обычной отпускной цены.
Сейчас в сеть "Пятерочка" входит 145 магазинов в Петербурге, Москве, Воронеже и Челябинске. Оборот компании в 2002 г. , по ее собственным данным, превысил $400 млн. К концу 2003 г. компания планирует довести число магазинов до 200, а оборот - до $650 млн. В первом полугодии 2003 г. "Пятерочка" намерена открыть магазины в Перми, а до конца года - в Подмосковье.

"Пятерочка" намерена вскоре заключить со своими крупнейшими поставщиками бессрочные договоры о сотрудничестве. "Это будет новым этапом в нашей работе. Фактически мы возрождаем систему планирования и для себя, и для производителей", - заявил "Ведомостям" коммерческий директор "Пятерочки" Игорь Сапожков. Суть новой схемы, по его словам, заключается в том, что "Пятерочка" будет размещать на предприятиях крупные заказы, составляющие от 10% до 30% от общего объема их производства. Взамен "Пятерочка" намерена потребовать для себя снижения отпускных цен на 10 - 15%. В свою очередь, сеть обязуется не повышать свою торговую наценку, в результате чего и розничная цена на продукцию таких поставщиков тоже снизится. Работа по новой схеме будет предлагаться только поставщикам, продажи товаров которых в сети ежемесячно увеличиваются не менее чем на 10%. Это 50 - 70 компаний, среди которых Сапожков называет Черкизовский и Микояновский мясокомбинаты, "Кампомос", "Дарью" (крупный петербургский производитель полуфабрикатов и замороженных продуктов) , водочный холдинг "Ладога" и др. "Производителю не придется думать о сбыте своей продукции, а мы обеспечим для себя бесперебойность поставок", - говорит коммерческий директор "Пятерочки".

Конкуренты "Пятерочки" утверждают, что в предложенной сетью схеме нет ничего революционного. "Это обычная международная практика, по которой в России работают почти все западные компании, например Coca-Cola, Mars, PepsiCo, - говорит Максим Мискилев, начальник отдела управления товарными группами сети "Перекресток". - Ежегодно мы оговариваем с ними объем годовых закупок и получаем определенные бонусы за выполнение плана".

Вениамин Грабар, генеральный директор холдинга "Ладога", рассказал "Ведомостям", что договор о сотрудничестве с "Пятерочкой" на новых условиях готов к подписанию. "Пятерочка" является одним из стратегических партнеров нашей компании, работа с ней позволяет не только продавать раскрученные брэнды, но и выводить на рынок новую продукцию", - говорит он.

А вот гендиректор "Дарьи" Игорь Пастухов относится к инициативе "Пятерочки" более осторожно. По его словам, можно думать о поставках в одну торговую сеть 10% от объема производства, но не более. Делать ставку на одного покупателя, поставляя ему треть продукции, он считает слишком рискованным: "Самый большой вопрос - как на местах будет контролироваться выполнение условий, например, по выкладке продукта. Пока "Пятерочке" не всегда удается добиться, чтобы договоренности, достигнутые на уровне руководства, выполнялись в конкретных магазинах сети". С Пастуховым во многом согласен директор по сбыту Микояновского мясокомбината Геннадий Переслегин. "Пятерочка" очень активно пытается получить для себя лучшие условия, говорит он, и условия, на которых комбинат сотрудничает с этой сетью в нынешнем году, значительно выгоднее для розничных покупателей, чем для самого "Микояновского". Переслегин говорит, что дать скидку в 15% от отпускной цены не способен ни один производитель колбас: этого не позволит уровень его рентабельности.

Как бы то ни было, выбирать производителям не приходится. "У нас нет выхода. Мы вынуждены работать с сетью, которая занимает заметное место на рынке", - заявил представитель крупного мясокомбината, ведущего сейчас переговоры с "Пятерочкой".

Источник: Ведомости