04.02.2003

Триумф нарушителя. Автолюбитель заставил страховую компанию "Сибирь" выплатить ему $21 000 за повреждения.



Автолюбитель Илья Арямкин не только устроил аварию, развернувшись через две сплошные полосы, но и через суд заставил страховую компанию "Сибирь" выплатить ему $21 000 за повреждения. Страховщики считают это дело прецедентом - обычно они без особых последствий отказывают в компенсациях клиентам-лихачам.
Как рассказал "Ведомостям" сам Илья Арямкин, в апреле он на внедорожнике Mitsubishi Pajero Pinin столкнулся со спортивным седаном Mitsubishi Lancer Evolution при развороте через сплошную линию разметки. Виноватым в ДТП был признан Арямкин, с чем он сам и не спорит. Внедорожник его жены был застрахован в компании "Сибирь" по полному пакету рисков - каско и гражданская ответственность.

Общий ущерб от аварии составил около $21 000, но "Сибирь" отказалась покрывать ущерб клиента и владельца Lancer Evolution. Как объяснил "Ведомостям" руководитель московского филиала компании "Сибирь" Максим Крутько, автолюбитель с умыслом нарушил Правила дорожного движения, а по статье 963 Гражданского кодекса "страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если случай наступил вследствие умысла страхователя".

Арямкин сам выплатил владельцу Lancer Evolution около $16 500 и подал иск против "Сибири", требуя возместить общую сумму ущерба. Как считает адвокат истца Юрий Фогельсон, "Сибирь" напрасно ссылается на статью 963 ГК - клиент умышленно нарушил ПДД, но умысла разбить две автомашины и причинить ущерб у него не было. "Ссылка на ГК была бы правомерной, если бы Арямкин специально повредил свою и чужую машины", - считает адвокат.

На прошлой неделе Бабушкинский межмуниципальный суд обязал "Сибирь" выплатить лихачу всю сумму ущерба за две машины. Гендиректор страховой компании "Сибирь" Павел Дутиков сказал "Ведомостям", что компания компенсирует Арямкину ущерб, даже не дожидаясь решения суда. Правда, "Сибирь" может продолжить тяжбу с Арямкиным, заметил он, поскольку тот виноват в ДТП.

И Фогельсон, и Крутько считают это дело прецедентным, с этим согласен и начальник управления маркетинга и стратегического планирования "Группы Ренессанс Страхование" Феликс Беруль.

Страховщики стараются избегать выплат клиентам, грубо нарушившим ПДД. "А что, мы должны платить, если наш клиент сознательно ездит по встречной полосе? " - возмущается пожелавший остаться неназванным представитель крупной страховой компании. Довольно часто страховые компании ссылаются при этом и на статью 962 ГК, по которой страховщик освобождается от выплаты, если "страхователь умышленно не принял мер, чтобы уменьшить возможные убытки". Но директор правового департамента "РОСНО" Дмитрий Тихонов признает, что эти формулировки размыты и не позволяют однозначно трактовать правомочность отказов в выплатах.

Поэтому некоторые страховые компании, например "Россия" и "Группа Ренессанс Страхование", прямо указывают в полисах виды нарушений ПДД, при которых страховщик освобождается от выплат. Обычно это пересечение сплошных линий разметки, проезд на красный сигнал светофора или нарушения при проезде железнодорожного переезда. По словам Александра Гурдуса, замдиректора центра страхования автотранспорта "РОСНО", его компания также собирается ввести подобные ограничения. О том же говорит и Крутько из "Сибири".

Правда, эту позицию разделяют не все страховщики. Замгендиректора "Росгосстраха" Лариса Дыдыкина считает, что включение в договор таких ограничений "существенно ухудшает положение клиентов". Начальник отдела маркетинга "Ингосстраха" Алексей Зубец говорит, что наличие или отсутствие таких ограничений мало что значит для клиента: "Ключевым фактором выплаты по-прежнему является добрая воля страховой компании". Поэтому потребителям при заключении договора надо ориентироваться на историю выплат, считает Зубец.

Источник: Ведомости