24.01.2003

"Патэрсон" выбирает Pepsi. В течение года Coca-Cola в магазины сети не пустят



В течение года в магазинах "Патэрсон" не будет продаваться Coca-Cola: эта московская розничная сеть подписала эксклюзивный договор на поставку в ее магазины продукции PepsiCo. Руководители сети объясняют свой выбор тем, что PepsiCo предложила им более выгодные условия сотрудничества, чем ее конкурент.
Сеть "Патэрсон" насчитывает 14 универсамов в Москве, а также по одному в Санкт-Петербурге и Твери. В прошлом году объем продаж сети составил $85 млн (по этому показателю компания входит в первую десятку столичных сетей универсамов). Руководство "Патэрсона" планирует в течение 2003 г. открыть пять магазинов в Москве, один в подмосковных Люберцах и шесть в Северной столице.

"Для нас выбор "Патэрсона" стал полной неожиданностью, - заявила вчера "Ведомостям" директор по связям с общественностью российского подразделения Coca-Cola Анна Козловская. - Мы плодотворно работали с "Патэрсоном" как с одним из наших ключевых клиентов". По словам Козловской, вчера переговоры между Coca-Cola и "Патэрсоном" еще продолжались.

Между тем председатель совета директоров сети "Патэрсон" Алексей Мауергауз и вице-президент российского подразделения PepsiCo Александр Шальнев подтвердили вчера "Ведомостям" факт подписания договора об эксклюзивных поставках между двумя компаниями. Мауергауз и Шальнев отказались вчера раскрыть подробности сделки, однако, по данным информированного сотрудника сети "Патэрсон", попросившего не называть его имени в печати, договор заключен на год.

Борьба за положение эксклюзивного поставщика своей продукции в розничные сети становится серьезным инструментом конкурентной борьбы торговцев потребительскими товарами. Как правило, две компании, конкурирующие на рынке по какой-либо товарной позиции, добиваются эксклюзива в розничной сети, предлагая ее руководству выгодные условия по торговле, поддержке и продвижению в магазинах своей продукции, объяснил "Ведомостям" гендиректор компании "Омега-97" (оператор сети "Патэрсон") Юрий Яковчик. Как сказал Яковчик, фактически поставщик платит за возможность работать в сети.

Какие именно преимущества выявили руководители "Патэрсона" в предложениях PepsiCo, в компании не раскрывают. А по словам сотрудника розничной сети, пожелавшего сохранить анонимность, до сих пор в магазинах "Патэрсон" Coca-Cola не уступала Pepsi по продажам.

БИТВА ЗА ЭКСКЮЗИВ: Наиболее активно за исключительное право снабжать розничные сети своей продукцией борются поставщики жевательной резинки. Полгода назад места, занятые до этого жвачкой Stimorol и Dirol компании "Дэнди дистрибьюшн" в магазинах "Перекресток", были заняты продукцией Wrigley - жевательными резинками Orbit, Juicy Fruit, Doublemint. В декабре "Дэнди" отомстила конкуренту, получив эксклюзив в сети "Копейка". А неделю назад Wrigley договорилась об эксклюзивных поставках своей жвачки в универсамы "Патэрсон". По словам Юрия Яковчика, руководство "Патэрсона", определяя, работать с "Дэнди" или Wrigley, сравнивало уровень продаж конкурентов. И в "Перекрестке", и в "Патэрсоне", и даже в "Копейке", по данным представителей сетей, на продукцию Wrigley приходилось 60 - 70% продаж, а на "Дэнди" - 30 - 40%.

Источник: Ведомости