24.01.2003


Рынок PR в Украине: итоги 2002 и прогнозы 2003



По оценкам центра PR консалтинга Publicity Creating, в 2002 году рынок коммерческих PR характеризовался следующим количеством проводимых мероприятий и объемом заинтересованных субъектов:

-Количество пресс-конференций, круглых столов, брифингов в Киеве и в областных центрах Украины - более 2700.
-Количество опубликованных пресс-релизов более 7200.
-Количество семинаров в Киеве - около 2500.
-Количество юбилеев, презентаций в Киеве - до 4100.
-Количество PR-акций по Украине более 700.

По мнению агентства, на сегодняшний день количество фирм, заинтересованных в PR - до 20 000 в 10 основных направлениях бизнеса. Количество PR-отделов, служб, агентств и пресс-центров в коммерческой среде - более 2000. Количество сотрудников, которые отвечают за направление PR - по Украине до 5000 человек. Количество выставок и ярмарок в Украине - более 200. Рынок PR в 2002 году в Украине в целом можно оценить в $50-60 млн. Рост рынка, по сравнению с 2001 годом, составил более 20%.

Как отметил директор по развитию бизнеса Publicity Creating Валерий Курейко, рынок PR развивается сегодня более динамично, чем рекламный. В 2002 году произошли качественные изменения рынка, что выразилось в проведении отдельных тендеров на PR-обслуживание, появлении отдельного бюджета на PR-продвижение у клиентов. Интерес к PR как сфере деятельности постоянно возрастает, что отразилось в публикациях в СМИ, увеличении количества агентств, которые заявили о предоставлении PR-услуг (в том числе, рекламных) и увеличении количества заказчиков на PR-услуги, в том числе региональных.
Специализированные PR-агентства, общее количество которых на сегодняшний день составляет около 30 по Украине, в 2002 году приблизились к пониманию общности интересов в сфере защиты статуса и сути своей профессиональной деятельности и необходимости создания профессионального объединения.

Указанные оценки основываются на данных мониторинга СМИ, данных партнеров и подрядных организаций агентства. Сделать точные выводы о реальном положении на рынке PR, который в 2002 году отделился от рекламного трудно, поскольку объективная статистика, а также широкомасштабные маркетинговые исследования рынка, пока отсутствуют. Темпы развития украинского рынка PR пока отстают от России, где, по оценкам РОМИР, в прошлом году рынок вырос на 70%, что объясняется масштабом стран и глубиной специализации агентств.