09.10.2002
Страховая "пирамида". "АльфаСтрахование" поощряет сетевой маркетинг агентов

Компания "АльфаСтрахование" нашла способ приучить россиян к накопительному страхованию жизни. Хотя он вполне тривиален, в страховании доселе не применялся - это сетевой маркетинг, сильно смахивающий на финансовую пирамиду. Впрочем, схема грозит клиентам не потерей денег, а лишь несбывшимися надеждами на легкую наживу.
Накопительное страхование жизни предполагает, что клиент в течение определенного времени платит компании некую сумму. Если человек за время действия полиса умирает, страховая компания выплачивает компенсацию. А доживший до окончания действия договора получает накопленную сумму плюс инвестиционный доход примерно 5% годовых. Чтобы за 10 лет накопить на старость $72 000, нужно платить страховой компании по $600 в месяц. И убедить людей купить подобный полис достаточно сложно.

Однако в начале прошлого года появилась возможность покупать такие полисы, выплачивать их полностью за 2 - 3 года и еще получать доход. Один из агентов "АльфаСтрахования", Александр Горин, и математик Александр Камин создали так называемую программу поддержки "Золотой век", в которой уже участвуют около 4000 человек. Покупателю полиса накопительного страхования по этой программе обещают золотые горы - застрахованному на 10 лет на условиях ежемесячных выплат $600 обещают за 2 - 3 года участия в программе доход в $108 000. Из этих денег клиент сможет досрочно оплатить страховку и получить чистый доход $36 000. При этом через 10 лет "АльфаСтрахование" выплатит клиенту и накопленные $72 000.

Деньги на выплаты участникам программы - это те агентские, которые "АльфаСтрахование" выплачивает при продаже полисов. Они составляют около 50% от первоначального годового взноса. Каждый покупатель полиса по программе "Золотой век" становится страховым агентом для самого себя, но агентские ему сразу не выплачиваются - они поступают в общий котел, а купивший полис становится участником так называемой матрицы - сложной системы начисления дохода, рассчитанной математиком. Но участников программы предупреждают - выплаты возможны только в том случае, если в матрице будут появляться новички. Чем больше людей купят полис, тем быстрее в общий котел будут поступать комиссионные. Пока постоянный приток любителей легких денег обеспечивает участникам матрицы первые выплаты через 8 - 9 недель, вторые - через 6 - 7 и т. д. Дополнительные "линии доходности" участник схемы может получить, если купит еще один полис или приведет в матрицу новых клиентов. Поэтому все участники матрицы стараются застраховать как можно больше народу.

Всю эту информацию "Ведомости" получили на одном из семинаров, которые ежедневно проводят Александр Горин и другие лидеры "Золотого века" для потенциальных покупателей полисов. Одна из участниц матрицы, купившая свой первый полис в апреле этого года, гордится тем, что получает выплаты еженедельно и ее месячный доход составляет около $3000.

По словам Горина, те "подарки", которые получают участники матрицы на первых порах, будут постепенно уменьшаться. А через пять лет с помощью нынешних первопроходцев, покупающих полисы, не имея в кармане ни гроша, рынок страхования жизни разовьется и полисы будут покупать уже без всяких подарков, уверен Горин.

Компания "АльфаСтрахование" знает о "матричной" инициативе своего агента. И Елена Мартынова, начальник отдела накопительного страхования "АльфаСтрахования", не отрицает, что, как только участники матрицы прекратят получать выплаты по программе "Золотой век", они начнут винить именно страховщика - ведь по полисам придется ежемесячно выплачивать крупные суммы. "Каждая компания, ведущая сетевые продажи, понимает это, но, с другой стороны, сетевые продажи для сегодняшнего рынка страхования жизни - практически единственный выход, - объясняет Мартынова. - Обычные прямые продажи не работают. Таким несколько насильственным путем мы продвигаем идеи накопительного страхования".

По ее словам, когда матрица перестанет приносить дополнительный доход, клиент сможет переоформить полис на других условиях. "Клиенту будет предложено платить столько, сколько он сможет. $10 в месяц у каждого человека найдется", - говорит она.

В других страховых компаниях, с которыми удалось поговорить "Ведомостям", о существовании матрицы ничего не знают. Но замгендиректора компании "РЕСО-Гарантия" Нина Левант не одобряет такой способ привлечения клиентов. Участник таких программ не хочет разобраться в сути предлагаемого продукта - его интересуют лишь сверхдоходы, считает Левант. "Все зарубежные страховщики жизни негативно относятся к такому способу продаж. Во многих странах, например в Болгарии, такие продажи вообще законодательно запрещены", - говорит она.

Источник: Ведомости