|
Слово «снэк» является калькой английского слова, который по-русски можно истолковать как «быстрый перекус». Рынок снэков для неискушенного человека может показаться несколько парадоксальным. Здесь дополняющие друг друга на кухне продукты (хлеб, картошка, рыба, морепродукты) начинают конкурировать между собой. К снэкам относятся сухарики, чипсы, орешки, фисташки, сушеные кальмары, вяленое мясо, сушеная и вяленая рыба, можно также отнести сюда «соломку» и кукурузные палочки. Сложнее с семечками и сушеной воблой, которые, с одной стороны, приписывать к снэкам никто и не думал, а, с другой стороны, они тут же таковыми станут, если их расфасовать. Развитие рынка снэков часто рассматривают параллельно с рынком пива, что не совсем правильно с потребительской точки зрения, поскольку «перекусывать» могут и трезвенники, и малые дети. Наличие сегодня на прилавках магазинов большого ассортимента чипсов, орешков, сухариков и другой аналогичной продукции свидетельствует о динамичном развитии рынка снэков. Это вызвано все ускоряющимся темпом жизни и улучшением экономической ситуации, когда покупатели могут себе позволить приобрести фасованные закуски, не относящиеся к продуктам первой необходимости. Но сегодняшний уровень потребления снэков в России еще далек от зарубежного, где снэки занимают до 20% потребительской корзины. Если в Европе потребление продуктов снэковой группы составляет 2 – 3 кг на человека в год, в Америке – около 10 кг, то на жителя нашей страны в настоящее время приходится около 450 граммов. Но ситуация постоянно меняется, потребление этих продуктов стремительно растет. До недавнего времени ассортимент снэков в стране был представлен исключительно продукцией иностранных компаний, если не считать модернизированных вариантов «соломки» и кукурузных палочек, выпускаемых еще с советских времен. Но постепенно в борьбу за место на этом рынке активно включились и российские производители. В начале 90-х изготовлением снэков в России занималось не более 10 компаний. Сегодня их число превышает 100, а суммарный объем производства в 2001 году составил около 60 тысяч тонн. Одними из первых на нижегородском рынке снэков появились фасованные соленые орешки арахис, следом за ними – фисташки. Далее лидерство захватили всевозможные чипсы, их сменили сухарики, иногда уступающие место сушеным кальмарам. Каждый новый вид снэков при появлении в Нижнем Новгороде, как правило, мог рассчитывать на повышенное внимание покупателя, так как изначально у большинства потребителей выбор основывался на любопытстве. На сегодняшний день основные виды снэков на нашем рынке уже представлены, но можно смело утверждать, что со временем появятся и очередные новинки. В начале девяностых к пиву и просто перекусить покупатели охотно брали соленый арахис. Наиболее популярную марку того времени – Pino – и сегодня (пусть уже не в том количестве) активно покупают в мини-маркетах и магазинах. На сегодняшний день покупатели также берут орешки «Сим-сим», «Сытин», «Пивной стандарт», а также одноименные пиву –«Балтика», «Клинское», «Три медведя». Почти под всеми этими названиями выпускаются и фисташки. Перечисленные марки привозятся в нашу область, в самом Нижнем пока выпускаются только орешки марки «Приз». Ранее орешки под своей торговой маркой выпускали еще две нижегородские фирмы, но перестали – спрос на арахис уже давно не тот. Изменить здесь что-либо сложно – арахис не тот продукт, у которого можно создать линейку различных вкусов. Один из выходов недавно нашла компания «Сибирский берег», «одев арахис» в чипсовую массу с различными вкусами – получился Red Ball. Как будет продаваться этот синтезированный из двух новый вид снэка, покажет время. Примерно четыре-пять лет назад нижегородцы (впрочем, как и все россияне) распробовали и оценили новый способ приготовления картофеля – чипсы. Тогда, пять лет назад, появились и «Хрупсы»– чипсы нижегородского предприятия ЗАО «НЭППП». Будучи более дешевыми, чем зарубежные аналоги, какое-то время «Хрупсы» были очень популярны. Почти сразу же появились чипсы и других отечественных производителей. В это время мы узнали, что чипсы бывают разных видов – сделанные из пластинок картофеля или картофельной муки и крахмала. Кроме того, с появлением Cheetos выяснилось, что плоская пластинка – не единственная форма для чипсов. На сегодняшний день лидером среди продаж чипсов в Нижнем Новгороде остается транснациональный брэнд Lays. Только покупают его, как и вообще чипсы, уже не в том объеме, как раньше. Вторым, как сообщили в одной из компаний, в списке идет «Московский картофель» (Москва), третьими –«Хрупсы». Чуть отстают от них марки «Русская картошка», Pringles и новые чипсы «Бум», которые уже названная фирма «НЭППП» запустила в производство в этом году. Причем Pringles иногда не включают в данный рейтинг, так как находятся они в совсем другой ценовой категории, где у них нет конкурентов. Еще на нижегородских прилавках можно встретить чипсы Cheets, «Сытин», «Окей», «Джайв» и другие. Как рассказали в нижегородской компании «Сагна», известной марками снэков «Чапаевские», «Анка Пулеметчица», скоро в Нижнем Новгороде появятся и чипсы «Анка Пулеметчица». Сама «Сагна» стала первой, кто познакомил нижегородцев с еще одним видом снэков – фасованными сухариками. Их сухарики «Чапаевские» первыми появились на рынке Нижнего Новгорода. Новый удобный продукт понравился нижегородцам, и у «Чапаевских» сформировался свой круг потребителей. К приходу на наш рынок сухариков «Кириешки» производства компании «Сибирский берег» (Новосибирск), «Чапаевские» были узнаваемой и хорошо продаваемой маркой. Но широкая рекламная компания и методы работы «Сибирского берега» принесли свои плоды –«Кириешки» (а теперь и «Компашки») продаются теперь почти в каждом киоске, вытеснив других конкурентов. Кстати, таким активным продвижением собственной продукции «Сибирский берег» популяризовал потребление сухариков среди населения. Если «Чапаевские» изначально покупали к пиву, то теперь любые сухарики берут и просто пожевать, и утолить голод. После успеха сибиряков на наш рынок с сухариками пытались выйти и другие производители, но повторить «победоносное шествие» еще никому не удалось. На сегодняшний день картина складывается такая: нижегородцы любят похрустеть «Кириешками» и «Компашками» (признанными лидерами среди сухариков), но при этом остаются и приверженцами продукции компании «Сагна»– сухариками «Чапаевские» и более новыми, выпускающимися с весны этого года сухариками «Анка Пулеметчица». Также на прилавках магазинов можно встретить продукцию некоторых московских производителей, сумевших «втиснуться» между нижегородцами и новосибирцами. Пример – сухарики торговых марок «Баламут», «Три корочки», «Сытин». Причем сухарики «Три корочки» московского ООО «Бриджтаун» вместе с «Кириешками» и сухариками «Емеля» (КПФ «Консенсус», Москва) составляют тройку лидеров по продажам в России, но у нас пока хорошо известна лишь продукция «Сибирского берега». Особо стоит отметить сухарики, выпускающиеся под известными пивными марками –«Балтика» и «Клинское». Их названия, может быть, и являются преимуществом для любителей пива данной марки, но ограничивают употребление этих сухариков как «быстрый перекус». В этом году в Нижнем Новгороде среди снэков лидерство захватили сушеные кальмары. Первым у нас появились фасованные по 10 г и 20 г сушеные кальмары от ООО «Дальпико-Рыбсервис» (Владивосток). Именно они в уже узнаваемой желтой упаковке заполнили прилавки. С экономической точки зрения, это хорошая тенденция – кальмары популярны даже при более высокой цене, чем у орешков, фисташек, сухариков, семечек и чипсов. Постепенно стали появляться и сушеные кальмары других марок – «Делмор» (ООО «Бриджтаун»), «Акватик» (поставщик «Сагна»). Некоторые из них, например, «Делмор», выпускаются даже несколько вкусов (копченые, с кетчупом). Однако если попробовать просто сушеные кальмары разных марок, заметить разницу во вкусе сложно. Как рассказали в одной из торговых компаний, заготавливает (сушит) кальмары для российского рынка лишь один завод, находящийся в Китае. Поэтому просто сушеные кальмары легко можно выбирать лишь по цене. Еще один снэк морского происхождения, привлекший внимание жителей Нижнего в этом и прошлом году, – сушеная рыбка. Сушат, в основном, корюшку и снеток, но иногда появляются и другие виды рыб. В отличие от остальных снэков, рыбку берут только к пиву. Погрызть ее «просто так» желающих немного. Но спрос на фасованную сушеную рыбку есть. Здесь она и конкурент, и преемник другой известной рыбе-закуске – вобле. В ближайшем времени, по всей видимости, можно ожидать появления новых видов снэков. Но и уже известным не грозит стать нерентабельным продуктом. Скорее всего, следует ожидать развития культуры потребления снэков и появления специализированных продуктов снэковой группы, например, детских и диетических. Газета "ОБЗОР ЦЕН. Продукты питания" Источник: ИАЦ "Информкондитер" |
