19.02.2001
Ученые NASA разработали систему, позволяющую управлять пассажирским авиалайнером исключительно с помощью нервно-мышечных сигналов пилота, подаваемых непосредственно в бортовой компьютер. Новая система управления была продемонстрирована на авиасимуляторе-тренажере самолета Boeing 757. Пилоту надевается на руку широкая эластичная манжета, в которую встроены восемь «сухих» электродов (при снятии биоимпульсов с тела человека электроды часто смачивают для лучшего контакта, что не очень удобно вне лабораторных условий). Эти сенсоры считывают нервные импульсы, управляющие мышцами руки в то время, когда пилот сажает виртуальный самолет.
По мнению возглавлявшего данную работу Чарльза Йоргенсена (Charles Jorgensen), начальника нейроинженерной лаборатории в Эймсском исследовательском центре NASA, удалось создать фундаментально новый и важный способ для общения человека с машинами, поскольку нейроэлектронные системы управления при необходимости теперь могут заменять компьютерную клавиатуру или манипулятор. Нервные импульсы, снимаемые с руки пилота, анализируются программой, которая постепенно обучается и в итоге предоставляет человеку непосредственный и интуитивно понятный канал для управления самолетом. Новая технология уже признана весьма полезной и для астронавтов, которым приходится управлять сложными механизмами, находясь в скафандре.
Авиасимулятор имитирует не только нормальный полет, но и различные аварийные ситуации. В условиях серьезных повреждений (таких как частично разрушенные крылья, пробоины в фюзеляже, отказ рулевого управления и др.), каждое из которых существенно изменяет поведение самолета и затрудняет управление, у бортовой программы уходит примерно одна шестая доля секунды на «переучивание», после чего летчику предоставляется оптимальный режим управления поврежденным аппаратом. Во время демонстраций пилот успешно сажал самолет, на который обрушивался целый каскад аварий - от заклинивания руля до полного отказа гидравлики.

Источник: Журнал "Компьютерра"