Мнение Дмитрия Чернышева, креативного директора Sorec Media
В рекламе с 1995 года
Прошел всю цепочку: верстальщик, дизайнер, арт-директор, групп-хэд, креативный директор
Работал в рекламных агентствах Видео Интернэшнл, Debby, Медиа-Артс,Partizan.
Сейчас креативный директор РА "Соус"(Сорек-Медиа)
Вел бренды BMW, Land Rover, Bee Line, баскетбольный клуб ЦСКА, PIO GLOBAL, Солодов, Le Futur...
8 яблок ММФР
Дюжина ножей в спину бренд-менеджеру
Отечественная реклама в большинстве случаев неинтересна, претенциозна и вторична. Мы находимся на задворках мировой рекламы и зачастую просто адаптируем то, что было придумано другими. Рекламная кампания БиЛайн в этом смысле очень показательна - половина роликов это, мягко говоря, "творческая переработка" чужих идей (клип Oren Lavie)
или реклама газеты Handelsblatt
Почему так происходит? Очевидно, что во многом это вина рекламного агентства. Но есть и еще несколько причин - объективных и субъективных
И не последнюю роль в этом играет фигура бренд-менеджера. Как правило это умная, циничная женщина 35-40 лет, которая очень боится потерять свою высокооплачиваемую работу. И этот страх приводит к тому, что основной принцип работы бренд-менеджера - "как бы чего не случилось". За серый ролик никто не уволит, а яркая идея потенциальна опасна. Отсюда невнятные брифы с расплывчатым ключевым сообщением. На их совести добрая половина тендеров-"пустышек" - это бренд-менеджеры доказывают полезность своей работы.
Представим себе ситуацию - приносит агентство идею ролика. Например такого
А дальше начинается самое страшное. Бренд-менеджер начинает улучшать ролик. (На словах это вызвано заботой о бренде. На самом деле это страх. Или неверие в свое агентство)
Во-первых, мне не нравится кастинг. Главный герой должен быть очень красивым - это нравится потребителям.
Во-вторых, давайте изменим сюжет: пусть наш герой ловит мяч! С нашим замечательным брендом должны быть связаны только положительные ассоциации
А в-третих... давайте введем в ролик красивую женщину, которая будет смотреть на нашего героя влюбленными глазами. Это романтично и потом часть нашей целевой аудитории - женщины
Бренд-менеджер прочитал несколько книг о том, как надо создавать рекламу, кроме того он считает себя, как минимум не глупее своего рекламного агентства
Запомнив несколько приемов он будет неоднократно их использовать. Вспомните бесчисленные ролики с лабрадорами, говорящими попугаями и прочими аквариумными рыбками
Тимур Бекмамбетов как-то рассказывал свою теорию о роли рекламы в мутные девяностые - когда в стране ничего не было, по телевизору шли только плохие новости, когда происходил передел собственности и все было черным-черно - только реклама (с ее счастьем крупными кусками, длинноногими девушками и счастливыми семьями) спасла россию от гражданской войны.
Память о тех тяжелых временах навсегда засела в генетической памяти. Бренд-менеджеры не пропускают в рекламу нормальных людей - только счастливых красавцев. Спор с ними возможен, но малопродуктивен - они представители клиента, за ними последнее слово.
Когда дело доходит до съемок, бренд-менеджер подключает тяжелую артиллерию - начинается уменьшение бюджета. Вместо хорошего режиссера берется дешевый, натурные съемки заменяются на павильон и т.д. А производство ролика довольно сложный процесс - достаточно ошибиться в одном месте (кастинг, режиссер, музыка, озвучка:) и ролик можно выбрасывать в корзину
Бренд-менеджер исходит из очень спорной предпосылки: статья "креатив" - это расходы, а за счет сэкономленных денег лучше увеличить количество выходов на ТВ. На самом деле хорошо сделанный интересный ролик может увеличить эффективность рекламной кампании в несколько раз
И в результате получается банальный до зевоты российский ролик с невнятным смыслом. Такой, например, как у Сбербанка
Но, говорят, есть в природе умные и смелые бренд-менеджеры. Я сам слышал о двух таких
Я бы немного подправил:
Как правило это не очень умная, наглая женщина 25-40 лет, по первой специальности, чаще всего, преподаватель английского языка, попавшая на эту должность по знакомству и которая очень боится потерять свою высокооплачиваемую работу. Прочитав на скорую руку пару книг по маркетингу или окончив 3-х месячные курсы, она составляет под копирку брифы из которых ничего не следует, а при попытке уточнить некоторые аспекты, раздражается и заявляет что данное агентство выбрано не для того что бы задавать вопросы, а выполнять свою работу. Оказывая не обоснованное жесткое давление на творческую группу и исходя из собственных вкусовых предпочтений, доводит финальный результат... далее по тексту.
Нда, с таким настроением слона не продашь... Нужно находить в себе силы любить любого клиента. И конечно продавать клиенту адекватный задачам креатив и продакшен. Если нужна натура - снимайте на натуре. Нет денег - откажитесь супервизировать павильонные съемки или с продюсером найдите решени, как оптимизировать бюджет с меньшим ущербом для качества продукта. Никто не говорил, что будет легко. Адекватных бренд-менеджеров не боящихся принимать решения и правда почти нет. Дружите с маркетинг-директорами. Они не все пугливые :)
Первая осмысленная публикация в этом разделе. Спасибо, Дмитрий! Видно, что накипело)
Вот и появился эскиз "образа врага"). Может кто-нибудь составит фоторобот?
Бальзам на душу "бедных креаторов" - незамысловато очерченный образ "классового врага". Реплика, рассчитанная на отзывы типа: "...а я что говорил?!".
В общем , традиционно: "Не виноватый я - она сама пришла!" (с) :-)
Все очень точно, узнаваемо и по существу. Но. Боюсь, что проблема глубже, чем мы обычно думаем. Близким к тотальному заполнение всех позиций бренд-менеджеров, существующих на рынке, специалистами описанного типа не может быть случайным. Значит, для системы – это оптимальный тип, отвечающий каким-то системым потребностям. (Систему давайте понимать широко – вклчая и конечных потребителей.) В противном случае естественный отбор, конкуренция выдавили бы их системы, заместив бренд-менеджерами нашей мечты – амбициозными, смелыми, с развитым воображением и умением отстаивать новые решения пред руководством. Почему этого не происходит?
ой, да ладно вам! а где вы слышали об адекватных креаторах? : ))
и, кстати, валить все на клиента - это тоже разговор из 90-х.
может, просто пора уже признать, что обо..рались все вместе? всей страной?! вон, сейчас, здесь же, в другом обсуждении наши "рекламисты" и "маркетологи" активно глумятся над новым уаз-патриотом. можно подумать, наша реклама выглядить лучше... : ))
по-моему, выходом из создавшегося положения будет обоюдное признание нашей общей ограниченности и недостаточного профессионализма. и вот тут может начаться какой-то конструктив.
подпись: начинающий креатор. первый креативный концепт придумал в 1992 году. до сих пор ничего толком не умею. : ))
необязательно ВСЕГДА любить клиента... Димыч, молодец!!! Нужно было больше примеров дать, чтобы не было иллюзий о креативе в России.
Вывода два:
1) активно поощрять креативных клиентов
2) ставь на вид других клиентов
истинная правда. и при этом их еще надо любить. Дмитрий, Вы достаточно точно обрисовали общую картину. Меня греет мысль о том, как люблю и ценю реальные исключения из этого правила. Это дает стимул двигаться дальше.
Идите в брэнд-менеджеры и покажите как надо, если уж рычаги рекламного креатива в их руках. Странные люди, или не занимайтесь этим вовсе, если всё так плохо, или уже соответствуйте ситуации, или делайте революцию. А то это вечное нытие, что все кругом дураки и нас умных не понимают.
Аплодирую стоя, сняв шляпу.
Хорошая, кстати наколка для эйчаров - на роль креативных директоров нужно подбирать кумушек того же сорта) И тогда - клиент будет щаслив)))
Они смогут распрекрасно проводить вместе время рассказывая друг другу привычные истории из из жизни успешных женщин, не забивая себе голову глупыми мозговыми штурмами, смотреться друг в друга, как в зеркало и находить истинное понимание кретива)))
А уж ролики будут - закачаешься.
А что? Начало уже положено, гендиры - бывшие провициальные девачки, неизвестно каким способом получившие иностранные фамилии у нас уже имеются. так что тренд - налицо)))
Не мог не пройти мимо заголовка про ножи и бренд менеджера. Сам таким не являюсь, но имею пару в подчинении. У меня 2 вопроса:
1.Кто является управляющим агентства, чей верстальщик так неуважительно отзывается главном бизнесообразующем элементе всей рекламной индустрии
2.Действительно ли в большинстве агентств отсутствует сила логического убеждения, что они так подло переключаются на личности, и с такой готовностью готовы признать свое поражение от всего одной тетеньки бренд-менеджера?
От себя добавлю, что мне грустно от того, что креативные директора до сих пор мыслят категориями кастинга и бюджета. Поверьте, не это является ключевым фактором привлечения клиентов.
"Отечественная реклама в большинстве случаев неинтересна, претенциозна и вторична. Мы находимся на задворках мировой рекламы и зачастую просто адаптируем то, что было придумано другими. Рекламная кампания БиЛайн в этом смысле очень показательна - половина роликов это, мягко говоря, "творческая переработка" чужих идей.
Почему так происходит? Очевидно, что во многом это вина заказчика. Но есть и еще несколько причин - объективных и субъективных.
И не последнюю роль в этом играет фигура креативного директора. Как правило это умный, циничный мужчина ХХ-ХХ лет, который очень боится потерять бюджет, и, следовательно, свою высокооплачиваемую работу. И этот страх приводит к тому, что основной принцип работы креативного директора, при всем его желании создавать яркие, но потенциально опасные идеи - "как бы чего не случилось".
Отсюда "прогиб" под клиента, нежелание или неумение аргументированно доказать свою точку зрения, т.е. "продать яркую идею", или довести до сознания бренд-менеджера, что урезание бюджета чревато последствиями. Если присовокупить сюда то же нежелание или неумение создавать и воплощать яркие идеи в условиях ограниченного бюджета и под конкретную задачу, то картина получится совсем грустная.
И в результате - банальные до зевоты российские ролики с невнятным смыслом."
Дмитрий, конечно, с нами работать трудно. Очень трудно. Правда, Вы не учитываете еще тот факт, что зачастую решение принимает даже не бренд-менеджер. Думаю, Вам стоит воспользоваться рекомендацией
находить общий язык с более высокопоставленными лицами, если Вы уверены, что Вас бренд-менеджер не понимает. Кстати, это главный принцип успешных продаж - общаться именно с тем, кто принимает решение.
И вот Вам задачка на засыпочку - Вы пишете, что злые бренд-менеджеры не дают Вам создавать Великое и Прекрасное, ратуете за свою профессиональную гордость, ну так ... не работайте с такими заказчиками. Отказывайтесь от бюджетов. Ищите вменяемых брендов. Так будет намного честнее, по-моему, какие-то конкретные решения и шаги.
А пока в вашей статье нет ничего, кроме популизма и личного пиара. Тема не нова. Все равно как сказать - "Осенью идут дожди".
Я, понятное дело, не бренд-менеджер, но многое в рассуждениях Дмитрия показалось мне странным, нелогичным. А сама заметка, увы, неряшливой, начиная уже с рубрики.
Д.Ч. по идее должен написать о своей ЛЮБИМОЙ рекламе, а начинает он с заявления: "Отечественная реклама в большинстве случаев неинтересна, претенциозна и вторична. Мы находимся на задворках мировой рекламы и зачастую просто адаптируем то, что было придумано другими".
Далее автор заявляет: "Рекламная кампания БиЛайн в этом смысле очень показательна - половина роликов это, мягко говоря, "творческая переработка" чужих идей".
Какая именно кампания? У "Билайна" их было много. И, выходит, эта неназванная и непоказанная здесь НЕКАЯ реклама "Билайна" - и есть любимая у Д.Ч.?
Идем дальше: "Бренд-менеджер прочитал несколько книг о том, как надо создавать рекламу, кроме того он считает себя, как минимум не глупее своего рекламного агентства".
А сколько книг прочитал креативный директор о том, как создавать рекламу? Две сотни? Три тысячи? А толку-то?! И почему бренд-менеджер должен считать себя "глупее своего агентства"? И что такое - коллективный разум агентства?
Удивил пассаж про Бекмамбетова, считающего, что Россию от гражданской войны спасла реклама. А от чего она еще спасла? От наводнений, землетрясений, чумы на оба ваши дома?
Удивила фраза: "рассказывал свою теорию о роли рекламы". По-русски так не говорят, Дмитрий! Теория чего, то есть надо: "теория роли рекламы".
"Бренд-менеджеры не пропускают в рекламу нормальных людей - только счастливых красавцев".
А "счастливый красавец" - это заведомо псих ненормальный, да?
Или вот это, допустим, пассаж: "Вместо хорошего режиссера берется дешевый".
"Дешевый" - не синоним "плохого". Есть (а в 90-х их было много) дорогие, распиаренные режиссеры, которых я бы не назвал "хорошими".
Или вот: "натурные съемки заменяются на павильон". Мне-то казалось, что выстроить, условно говоря, город в Первом павильоне "Мосфильма" - это дороже, чем снимать на улице.
...И все же почему этот опус опубликован под рубрикой "Любимая реклама"?
Сорри, рубрика-то, оказывается "Рекласс", а не "Любимая реклама"! )))
Но посмотрел на колонку справа, там написано в общем списке: "16.03 Любимая реклама Дмитрия Чернышева".
а чего так много грамматических ошибок? в жж как-то всё гладко всегда, а тут прям одно расстройство!
я, кстати, сам был полтора года бренд-менеджером компьютерных программных продуктов. роликов я никаких не снимал, а ездил по руси великой с семинарами-тренингами для партнёров - они довольно успешно способствовали популяризации продукта (на сей момент продано более 30000 копий!).
смысл в том, чтоб самому глубоко чувствовать потребность конечного (покупатель) или промежуточного (партнёр) потребителя, знать, как устроены процессы в индустрии, видеть связь между своей работой и конечным выхлопом.
так что я выдёргиваю нож из своей спины, а то мне больно, когда смеюсь.
хотя, может быть, мы просто разные смыслы вкладываем в понятие "бренд-менеджер"
to Влад Васюхин (26.03.2010 16:40):
Влад, ну зачем так серьезно (по пунктам :-)?
Такие опусы нужно оценивать целиком - исходя из их предназначения (ибо именно оно тут определяющее, а отнюдь не то каким способами автор к нему шел): см. приложенную картинку от Логвина.
Ведь уважаемый mi3ch преследовал весьма незамысловатую цель - вызвать одобрительное "кивание голов" у столь же непритязательной части своих коллег. Поэтому то, что он ее достигал столь же незамысловатыми средствами - вполне логично. :-)
Полагал, что у автора как-то существенно больше мудрости.
А тут - заметка обиженного стажера.
Бренд-менеджеры в массе своей - безусловно, люди не очень умные, неприятные, пугливые... (нужное дописать) Как и большинство корпоративных солдат среднего ранга. Их задача - соблюдать инструкции и оберегать марку от посягательств. В том числе и сотрудников самых низкоквалифицированных в мире рекламных агентств.
"Ветераны" рекламы с пятнадцатилетним стажем (что само по себе смешно), ага...
Так что тут - замкнутый круг.
Влад, я тоже переживаю по безвременно ушедшей от нас рубрике "Влад-салат", но справедливости ради стоит признать, что не только Васюхин имеет в России право на своё мнение относительно российской рекламы
to Мухомор (26.03.2010 17:11): А где в моем посте сказано, что кто-то, в том числе горячо мной уважаемй Дмитрий Чернышев, не имеет права высказывать свою точку зрения?! Ради Бога. Только писать заметки, как и снимать ролики, "довольно сложный процесс" - далее по тексту ДЧ.
Ревность, Влад, ревность. Так яростно качать права: "А почему не по теме? Нет, а где любимая реклама?", - может только очень ранимое сердце. Я бы даже сказал "раненное" :-))
Текст совершенно самодостаточен. Каким была бы реклама, если бы не "брендаки". Какой она была бы любимой. По-моему, выдержано очень недурно
как бы сказали психологи - эта заметка "слив эмоций". Ну достало его. Как я его понимаю и от души сопереживаю и сочвувствую. Горы чудесных идей, которые пылятся и уже забылись, постоянное ожидание " в поддых" из совершенно непредстказуемого места.., доделывание прекрасных концепций и превращение их в дичь..... ну, накипело.
Дмитрий, лучше высказаться, утереться и пойти дальше, чем тихо размазывать сопли долгое время, как делают многие и продолжать лебезить перед брендАми, а такое упражнение- очищает и освобождает место, нужное для важного)
>> Когда дело доходит до съемок, бренд-менеджер подключает тяжелую артиллерию - начинается уменьшение бюджета. Вместо хорошего режиссера берется дешевый, натурные съемки заменяются на павильон и т.д. А производство ролика довольно сложный процесс - достаточно ошибиться в одном месте (кастинг, режиссер, музыка, озвучка:) и ролик можно выбрасывать в корзину
у меня есть вот какое предложение: в нашей всесторонне отсталой стране вообще очень мало хороших специалистов, особенно в такой новой для нас области, как рыночная экономика. и все говорит о том, что в ближайшем будущем им неоткуда будет взяться. поэтому, не стоит ли прекратить уже кусать и грызть друг друга, втыкать ножи, поливать чем попало и т.п.? не лучше ли признать уже, наконец, то, что есть на данный момент, единственно возможной реальностью, и начать помогать друг другу? вас раздражает, что ваш клиент или ваше агентство вас не понимает? м.б. это вы не состоянии ему что-то объяснить? и, в конце концов, у вас есть выбор? может, стоить уже просто смириться с ролью страны третьего мира? ведь, чтобы иметь возможность решить проблему, надо сначала признать ее наличие. давайте уже признаем друг перед другом нашу взаимную тупость, отсталость, дилетантизм и перестанем надувать щеки, в то время как все остальное уже давным-давно сдулось.
и еще: эту страну и, в частности, эту отрасль спасет только самоирония. смейтесь и глумитесь лучше над собой, так удастся добиться большего. имхо. : ))
Дмитрий, не кажется ли Вам, что ваша статья вторична (затрагивает многократно обсуждаемую тему и не привносит по сути ничего нового)? Согласны ли Вы, что одним из талантов, который выделяет создателя очень хорошей рекламы, является умение понимать и разделять чувства других людей - в том числе клиентов?
О, самый лучший и разумный креативный директор. Все правда. Я, ознакомившись с образцами работ друзей в РА одного ЮВ-азиатского города пришел к таким же выводам.
Полностью согласен с автором 26.03.2010 20:58 "неизвестный".
Число плохих бренд-менеджеров очень велико, но оно всё же вполне сопоставимо с числом плохих креативных директоров. И ничего с этим не сделать - пока. Пока нет нормальной конкурентной экономики. Пока нет нормальной социологии. Пока нет нормального маркетинга. Нет желания и умения выяснить мотивации покупок... да ничего нет, кроме гона ресурсов за границу и блатных фирм.
Хорошая реклама пока объективно не нужна. И дело тут не в личностях...От этой горькой правды таланты сходят с ума и не могут реализоваться (это я про артов и креаторов, и копирайтеров иже с ними).
Кстати, отсюда же вытекают и постоянные попытки сделать из рекламы вид искусства - см. колонку слева вверху.
Путь, обречённый на неуспех. Ибо реклама - это коммерческая коммуникация, имеющая конечной целью продажи и ничего более и использующая художественные средства для повышения эффективности продаж.
А к чему я это?...
Наверное, к тому, что всё правильно, и это есть грустная объективная реальность, данная нам...
to Владислав (26.03.2010 21:47):
Как така реальность? Что кому дано?
Все в ваших руках! Вернее сначала в мысли, потом в воле, а затем уже в реальности:-)
Видно, все у всех застряло в точке Воли?)))
Мне реклама Сбербанка не показалась плохой. Неплохо снятый "правильный" ролик. Вполне в духе бренда))) Они привыкли тратить деньги на подобные вещи, а денег у них сами знаете...
1. Агентства так же, как бренд-менеджеры, держаться за свой источник дохода и по этому им не хватает смелости на действительно решительные действия. Это ничуть не меньше мешает им работать с большей самоотдачей.
2. Если бред-менеджеры так бояться за свое будущее — их нужно пугать и держать в страхе. То есть достаточно один раз умудриться сделать отличную рекламную компанию, тем самым задрав планку, на которую потом и захотят ровняться!
В конце концов правление любой компании будет недовольно авторитетным мнением о работнике, который тормозит рост бренда. А мнение рекламного агентства — это авторитетное мнение.
Мне 29 лет и я бренд-менеджер, образований 2 и второе маркетинговое и я тоже пишу брифы:) Я в меру амбициозная и в меру наглая и,как ни странно, боюсь потерять свою работу, хотя сейчас уже меньше:))
Дмитрий, спасибо Вам огромное, перечитала Вашу статью 2 раза! Очень понравилось:)
Вы подняли просто классическую тему.
Я вынуждена с Вами во многом согласиться, зачастую все действительно так, как Вы и написали, если бы не несколько важных НО.
Мне кажется не очень корректно рассуждать о работе наглого бренд-менеджера, если Вы сами не работали на стороне клиента. А еще нужно просто чуть больше любить своих клиентов...Я думаю любой бренд-менеджер сейчас может написать Вам в ответ тираду о безграничной зашоренности кампаний и креатива, о банальном плагиате, который Вы упомянули, о таком частом ВДРУГ завышении смет и уменьшении всевозможных скидок, выигравших тендер и уходе креативных команд в другое место после победы агентства. А еще нужно избегать морщить нос от "такого мизерного бюджета". НО. Это не выход. Мы все в одной обойме и нужно просто больше слушать, слышать и уважать друг друга, стараясь избегать обвинений в собственных неудачах...
Использование спорных креативных роликов - это обоюдоострое оружие. Успешно выполненный ролик действительно способен вывести продажи резко вверх, равно как и уничтожить их на корню.
Мне попадались материалы о соотношении 1 к 8 в случае креативных решений (1 к 19, если речь о роликах с акцентом на секс): т.е. риск, мягко говоря, слишком велик, поэтому доверить такое решение можно только исключительно успешному профессионалу в области нестандартных решений.
А проблема, в том числе, и в том, что таких профессионалов на рекламном рынке не существует: многие предпочитают не утруждать себя продажей идеи и быстренько сохранить бюджет от клиента. Ну а виновата в этом разумеется только злая тётя бренд-менеджер.
В споре "плохих" бренд-менеджеров и "плохих" креаторов, увы, проигрывают "брендаки".
Во-первых, в России они и только они инициаторы процесса. Они ставят задачу. А решение не бывает сильнее брифа. Это на Западе креатор может посмотреть чужой ролик, не согласиться и сделать супер-концепт в инициативном порядке, чтобы потом кому-нибудь продать. Но не в России.
Во-вторых, выбирает всегда тоже клиент. Нет, бывает, что и выбирать-то на тендере не из чего. Но кто ж тебя заставлял так его планировать? И это никак не оправдывает, что выбирают всегда самое скучное и серое. Я вполне серьёзно: даже когда мы выигрывали тендеры, всё равно из представленных трёх концептов почему-то выбиралась, которую мы принесли "до кучи".
Во-первых, бриф составляется, в том числе, и на основе имеющихся ресурсов. В настоящее время креативщиков, способных на эффективное применение нестандартных приёмов, на российском рынке почти нет. К слову обратите внимание как выше возмущаются нестандартные творческие люди, когда им сокращают бюджет: по сравнению с художниками прошлого, творившими и в кромешной нищете - найдите 10 отличий.
Во-вторых, то, что принимают "серое" вполне может говорить о том, что принесенное "яркое" изначально себя продает из рук вон плохо и с точки зрения профессионала со стороны заказчика легко не сработает или сработает в минус.
Ресурсов??? Это как? При чём тут ограниченность российского рекламного рынка? Если Вам "королевство маловато" - переведите бриф на английский и брифуйте хоть всю планету. Или Вам и в мировом масштабе всё плохо?
Нет, батенька, каков бриф, таков и креатифф. И тут уж ничего не попишешь. Он есмь альфа и омега
А на тему "серенького" - так про это и Дима хорошо написал. Где грань между "продаёт себя плохо" и "лучше выберу серенькое - точно не уволят"?
Мухомор, ограниченность российского рынка в том, что у нас почти нет рекламистов, которые могут сделать нестандартный эффективный инструмент. Зачастую все дело ограничивается именно "ярко и креативненько", когда тому же бренд-менеджеру нужно решение поставленной задачи.
Насчет "варягов" - вариант не самый плохой, и в то же время ограниченно применимый в силу специфики аудитории потребителей рекламы.
"Где грань между "продаёт себя плохо" и "лучше выберу серенькое - точно не уволят"?"
Вопрос сложный. И все же отвечу именно как для креативщика: если 10-й бренд-менеджер подряд отказывается от "креативненького", то с большей вероятностью можно говорить о "продаёт себя плохо", чем о "лучше выберу серенькое - точно не уволят". ;-)
Реклама давно перестала быть лишь инструментом продажи, эволюционировав до полноценного искусства, живущего по особым законам. Разбираться в рекламе, знать в лицо и поименно корифеев и их самые удачные работы сегодня так же естественно как следить за долгожданными кинопремьерами и выходами новых альбомов культовых групп. Нет сомнений в том, что профессионалы от рекламы относятся к этому способу выражения неуёмной творческой мысли с особым трепетом и любовью, и у каждого из них есть как минимум одна самая любимая рекламная кампания, ролик или принт, в свое время поразивший и изменивший их отношение к рекламе.
Sostav.ru приглашает рекламистов рассказать о дорогих их сердцу шедеврах. Надеемся, что эти люди, имеющие особое чутье на гениальную рекламу и впечатляющий кругозор в этой области, помогут собрать в новой колонке "РеКласс" все самые выдающиеся произведения этого вида искусства.
тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2
При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail