Неделя на чемоданах

2013-05-07 15:16:56 1703

Екатерина Сойак, генеральный директор EMTG.

По долгу службы предпраздничная неделя для меня прошла на чемоданах и по соседству со взведенным будильником. Дабы внести свою скромную лепту в развитие регионального франчайзинга пришлось летать на самолетах, ездить на поездах, не спать ночами и сидеть на сухом пайке.

Увиденное настораживает: такой громогласной суеты вокруг франчайзинга не было никогда. Сколько же пустых конференций, форумов, семинаров, выставок и даже фестивалей проходит по нашей теме в последнее время!

На протяжении 10 лет я и моя команда пытались донести до общественного сознания надёжность данной формы ведения бизнеса. И вот свершилось: только ленивый теперь об этом не говорит. Но, как известно: «Бойтесь своих желаний…». Хотелось, чтобы все знали о франчайзинге? Получите и распишитесь! Ах, есть нюансы? Поздно, дамочка!

Первым мероприятием предпраздничной недели, в котором я приняла участие, оказался всероссийский форум «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов» в Тюмени. Стоит отметить, что в этом городе на редкость активная администрация, верящая в волшебную силу своих постановлений. Здесь совершенно без ироний. Вот только есть важные нюансы, о которых они, скажем так, забывают в погоне за первенством в региональных франчайзинговых соревнованиях.

Ну, во-первых, франчайзинг – это всего лишь форма ведения бизнеса, а не панацея от всех бед. Наоборот, для него еще надо цивилизованные условия создать. Во-вторых, не стоит заблуждаться на тему всеядности международных франчайзеров. Города с населением, не превышающим отметку в 100 тыс. человек, не говоря уже о поселках городского типа, глобальным брендам не интересны. Ну не появится там McDonald’s и не превратит славный населенный пункт в оазис современных бизнес-технологий с высокой предпринимательской культурой и конкуренцией.

На тюменском форуме меня здорово развеселила речь одного чиновника, как раз из небольшого городка (название, к сожалению, в моей голове не удержалось), что в нескольких десятках километров от Тюмени. Эмоционально жестикулируя, он рассуждал на тему прекрасного близкого будущего, когда к ним в город придут блестящие интерконтинентальные франшизы. И их пришествие наконец-то задаст конкуренцию местным неповоротливым предпринимателям. «Местные», по его словам, с приходом сильных «шахматистов» будут вынуждены подтягиваться до их уровня. А дальше – один в один, как у Ильфа и Петрова в «12 стульях»… . Коллеги оптимистичного чиновника в своих выступлениях продолжили тему франчайзинговых Нью-Васюков: типа, придут франчайзеры на их пустырь и преобразуют его силой франчайзинговой мысли в поле чудес. Похоже, выступающие, вдохновленные своими речами, уже не могли остановиться. Участники круглого стола – а среди них было много представителей из соседних с Тюменью городских и районных администраций, не на шутку разгорячились, все хотели легкого чуда от франчайзеров. Пока слушала сказочников с властными полномочиями, все время хотелось ущипнуть себя и убедится, что это не сон. В какой-то момент я окончательно потеряла источившуюся логическую нить происходящего.

Отдельным чудо-репликам всё же удавалось достучаться до моего вконец расстроенного сознания. Из того, что достучалось: «Пусть бизнес приходит и развивается, а мы (администрация) будем его направлять, чтобы все правильно получалось». Ну какой-такой предприниматель даст чиновникам направлять свой бизнес?! Это ж не футболист, которому тренер указывает, как ему бегать по полю и на каком фланге.

А еще выступил тюменский бизнесмен, который зачем-то стал утверждать, что понятия «предприниматель» не существует: «предприниматель – это есть маркетолог». Почему-то он сильно настаивал на своем открытии, видимо, опасаясь за судьбу франчайзинга в регионе. Собравшиеся пропустили его объяснения мимо ушей, выступающий утонул в пустых словах и смолк, целиком погрузился в свой маркетинг.

О настоящей проблеме, вставшей перед франчайзингом в полный рост, так никто и не высказался. А ведь вопрос даже не в том, есть ли франчайзинг в том или ином малонаселенном регионе или нет. Вызов в том, что по всей России сейчас все меньше и меньше людей хотят заняться своим бизнесом. Хоть путем франчайзинга, хоть путем реализации собственных идей. Где искать предприимчивых людей, готовых рисковать ради становления своего бизнеса? Куда делся предпринимательский дух, и почему сегодня молодые люди предпочитают работать в госкорпорациях или администрациях? Применительно к нашей теме: где же расширяющимся сетям набирать достаточное число потенциальных франчайзи, когда коррупционная практика и налоговый гнет людей от бизнеса активно отучает?

Затеять дискуссию на сию животрепещущую тему мне было уже некогда. Пора было бежать на вокзал, чтобы успеть в Новосибирск на другой франчайзинговой форум.

В Новосибирске чиновников уже не было. Если не считать 20-минутное пребывание на официальном открытии слегка помятого министра слегка помятой промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. О чем он говорил – я вряд ли вспомню. Его серый костюм и такого же свойства речь не произвели впечатления на меня и других участников. О министре забыли, как только он удалился. А еще говорят, что министры – организаторы отрасли. Организатор ушел, а отрасль принялась привычно самоорганизовываться.

Вообще официальным организатором форума в Новосибирске выступал издательский дом «Коммерсант» и федеральная программа «Ты предприниматель». Та самая, что направлена на развитие молодежного предпринимательства в России. В отличие от Тюмени, в Новосибирске действительно было немало предпринимателей. Чудесные энергичные молодые люди с неподдельным интересом в глазах. После моего выступления ко мне выстроилась очередь из владельцев сетей, которые рассматривают для себя дальнейшее развитие, используя франчайзинговую модель. Никто из них не ныл насчет поддержки властей или отсутствия финансов или ужасов кризиса. Вопросы задавались конкретные и практические, с пониманием темы и своих возможностей. Без истерии и фанатизма. Еще часа полтора, после окончания мероприятия, мы сидели небольшой группой и по пунктам обсуждали этапы выращивания региональной сети в федеральную. Нас практически вытолкали на улицу, т. к. форум проходил в кинотеатре и скоро должен был начаться вечерний сеанс. Всё-таки к кино тянется большинство, а от предпринимательства россиян здорово отучили наши органайзеры. Тем ценнее все реже встречающийся в России тип людей, которым все еще хочется созидать. Уверена, что увижу их в массовом количестве у нас на выставке «Байбренд» в октябре. Помимо франчайзинга, кстати, там будут представлены и другие направления партнерского бизнеса, например, лицензирование. Но об этом уже в другой раз .