Как застройщики экономят на покупателях новостроек в период кризиса
Кризис отразился не только на кошельках простых граждан – девелоперам и строительным компаниям также пришлос
ь затянуть пояса. Однако в отличие от обычного населения, застройщики предпочитают экономить не на себе, а за счет покупателей новостроек, порой переходя все грани разумного и даже законного. О том, какими способами продавцы первичного жилья обогащаются за счет дольщиков, в этой статье рассказывает адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»).
Россияне неприхотливы, им инфраструктура не нужна, вредна даже
Русские люди видели многое, они неприхотливы, терпеливы и способны на многое, в том числе существовать в нечеловеческих условиях. В начале XXI столетия подобные классические идеи, характеризующие наш народ, многим подзабылись, но не застройщикам. Именно они во времена кризиса вдруг осознали, что можно существенно экономить на строительстве и получать сверхприбыли, если возводить и продавать жилые дома, но при этом не тратиться на школы, детские сады, культурные и спортивные учреждения, и уж тем более на дороги для въезда и выезда с территории строительных комплексов, детские площадки, парковочные места и другие подобные «излишества». И если в 2000-х годах на инфраструктуре экономило не более 40–45% застройщиков, то теперь эта цифра приближается к 80%.
Еженедельно в «Юридический центр адвоката Олега Сухова» приходит до десятка обманутых дольщиков, и у большинства из них одна и та же проблема – девелопер не выполнил обещания – «забыл» про инфраструктуру. Для них переселение в новые квартиры приносит неудобства, а порой и мучения, вместо воплощения в реальность мечты о счастливой жизни в комфортабельных условиях. Детей в дошкольные и школьные учреждения приходится возить в другие районы или даже города. Отсутствие дорог и развязок приводит к многочасовым пробкам при въезде и выезде из населенных пунктов и новых микрорайонов. Гулять негде, поставить машину на стоянку – проблема.
И таким обманутым покупателям адвокаты помочь в большинстве случаев не могут по ряду причин: либо компания к завершению строительства фиктивно закрывается или банкротится и обязать ее исполнить договор уже невозможно, или обещанная дольщикам инфраструктура никогда и нигде по документам не числилась и в органах местной власти не согласовывалась, существуя лишь на красивых рекламных буклетах.
Брюки превращаются… брюки превращаются… в элегантные шорты
Любимый трюк девелоперов, широко распространившийся во время кризиса – продавать VIP- или бизнес-объекты, а затем в процессе возведения «превращать» их в обычное жилье, порой даже экономкласса. Девелоперы ухитряются экономить на всем: и на фасадах зданий, и на внутренней отделке квартир, и на ремонте в местах общего пользования, включая лифты; они продают места общего пользования в частную собственность, и еще много чего вытворяют. Ну а уж выгадать несколько десятков, а порой и сотен миллионов рублей на инфраструктуре, как говорится, сам бог велел.
Примеров, когда покупателям первички предоставляют квартиры без положенной по договору отделки, заменяя ее наспех выполненными со значительными недостатками неквалифицированными работами, достигающими в браке до миллиона, а иногда и нескольких миллионов рублей с каждой квартиры, не счесть.
Машино-места – это отдельная и очень любимая статья доходов строительных компаний, где действительно можно поживиться на богатеньких клиентах. Сейчас в Москве суды захлестнула волна исков. Суть споров очень проста: на этапе котлована и старте продаж дольщикам обещают большие и удобные машино-места, которые во время строительства становятся намного меньше или вообще перемещаются на другие этажи, а порой и вовсе исчезают. К сожалению, по статистике, большинство подобных споров в судах дольщики проигрывают, поскольку в договорах редко точно указаны номер, площадь и месторасположение машино-места, из-за чего доказать что-либо бывает практически невозможно. Этим и пользуются застройщики, продавая за сумасшедшие деньги якобы просторные и удобные стояночные места, а в итоге передавая совсем крошечные, куда можно не всякий автомобиль.
И так сойдет: тяп-ляп и все готово, ну или почти все
«Тяп-ляп» – поистине народный лозунг, он любим и почитаем населением, но еще больше он пришелся по душе строительным компаниям. Возвести дом вовремя и качественно – это как-то совсем не в правилах наших девелоперов, а вот собрать с покупателей все средства до копеечки, а затем остановить строительство и потребовать доплаты в таком же или чуть меньшем размере или предложить дольщикам самостоятельно решать проблему недостроя, в том числе организовываясь в различные ЖСК или некоммерческие партнерства, – очень даже характерный отечественный способ заработать на населении.
«Проблемы строители всегда называются разные: то отсутствие необходимых документов от местных властей, то обман со стороны компаний-подрядчиков, то грабительские поборы при подключении к коммуникациям – и много разных других. Однако действительной и единственной проблемой всегда была и остается одна – жадность застройщика, попытка, не мысля рационально и профессионально, получать сверхприбыли, перекладывая последствия неудачного строительства на плечи обманутых дольщиков. И эта проблема – самая страшная и труднее всего решаемая. Потому что брошенные объекты, как правило, получается завершить далеко не всегда, а те, которые все же удается сдать в эксплуатацию, вытягивают из карманов покупателей первичного жилья дополнительные круглые суммы, не говоря уже о многих потерянных годах на отстаивание своих прав и обивание порогов кабинетов различного уровня чиновников, о потраченных силах и нервах», – резюмирует адвокат Олега Сухов.