Рынок замороженных фруктов и овощей почти полностью зависит от импорта

2013-07-05 16:10:47 2441

Идея замораживания фруктов и ягод принадлежит именно российским ученым. Еще в 1926 г. на опытной станции Московского института народного хозяйства были проведены успешные опытные исследования. В 30-х годах началось промышленное производство замороженных сельхозпродуктов. В 1930 годах стали продавать мелкорасфасованные замороженные овощи, фрукты и ягоды. Для быстрого замораживания впервые стали применять специальное оборудование. Продукт затаривали в небольшие емкости (0,3-3 кг) и замораживали в течение нескольких минут.
Сейчас российский рынок замороженных фруктов и овощей по данным маркетингового исследования, во многом зависит от импорта. Доля импортных поставок в структуре предложения в 2008-2012 годах колебалась в пределах от 74% в 2010 г до 64% в 2012 г, а доля внутреннего производства за аналогичный период времени находилась в диапазоне от 9% в 2010 г до 14% в 2012 г. Причем и продукцию российских компаний можно назвать российской лишь условно,так как изготавливается она, в основном, из импортного сырья, которое в России просто расфасовывают по пакетам. Поэтому фактически доля импорта в этом сегменте рынка намного выше, чем показывает официальная статистика.

Анализ рынка замороженных фруктов и овощей показал, что в 2008-2012 годах натуральный объём продаж замороженных фруктов и овощей в стране вырос на 20%: с 244 до 294 тыс т. В 2009 году было отмечено сокращение продаж продукции на 5% относительно 2008 г. В кризис, в условиях стагнации доходов и нестабильности, многие отказывались от приобретения товаров не первой необходимости. Кроме того в произошло и уменьшение спроса на замороженные фрукты и овощи верхних ценовых сегментов. Спрос сместился в сторону более дешевой продукции. В 2010-2012 годах продажи замороженных овощей и фруктов стали вновь расти. За 2012 г они на 27% превысили уровень 2009 года. По оценкам обзора рынка, в 2013-2017 годах натуральные продажи замороженных фруктов и овощей будут продолжать расти в среднем на 7% ежегодно. В 2017 году, согласно прогнозам экспертов, они могут составить 414 тысяч тонн, что превысит уровень 2012 г на 41%.

В 2008-2012 гг наибольшая доля продаж замороженных фруктов и овощей в России приходилась на розничную торговлю. Ее доля в структуре продаж в среднем за рассматриваемый период составляла 61%. На долю промышленной переработки приходилось в среднем 14% продаж, оставшиеся 25% приходились на сектор HoReCa.