Подход к анализу данных веб-аналитики.

2012-01-28 22:33:43 1985

На данный момент тяжело встретить интернет-сайт, на котором не был бы установлен счетчик веб-статистики. Но меня все время интересовал вопрос взаимодействия со счетчиком на стороне клиента. Сейчас поясню: из своего личного опыта общения с клиентами, я понял, что ежемесячно просматривают отчеты по веб-статистике 6 из 10 клиентов - это радует, даже очень. Но, анализировать отчеты и делать выводы по ним получается только у 1-2 из тех 6. Можно задать вопрос тем , кто не желает или не умеет регулярно анализировать данные: Зачем вам тогда на сайте счетчик веб-статистики? Хорошо, если используется бесплатное решение, внедренное собственными силами. А что, если заплатили консультантам, вроде bemetrics, или, еще хуже, купили Omniture? Получается, деньги были выкинуты на ветер. По моему мнению, если чего-то не умеешь делать сам, лучше отдать это в руки профессионалов, которые смогут оправдать вложенные в них и инструмент средства, либо вообще отказаться от данной услуги и тогда, если ваш бизнес на 80% зависит от интернета – закрыть его!

Давайте попробуем разобраться, а точнее я расскажу о своем опыте, как нужно подходить к процессу анализа информации на сайте.

Во-первых, нужно четко понимать, что каждый сайт, как и бизнес индивидуален. Присутствуют свои, иногда уникальные, бизнес процессы и механизмы решения задач. Поэтому и настройка счетчика должна быть персональной, под индивидуальные особенности бизнеса и его показатели эффективности (KPI). Затем нужно удостовериться, что получаемые данные верны и по ним можно делать выводы и принимать решения.

Итак, мы выбрали инструмент, настроили его, проверили точность собираемых им данных, что дальше?

Для начала нужно настроить в инструменте сводку (обычно это dashboard) таким образом, чтобы она отражала те ключевые показатели эффективности, которые мы определили на этапе выбора и настройки счетчика. Зачастую, чтобы определить используют ли вообще инструмент веб-аналитики в компании, стоит зайти на данную вкладку. Все сразу станет ясно, даже не придется пытать менеджера вопросами о KPI сайта. Таким образом, если вкладка настроена по умолчанию, значит, с вероятностью 90%, никто им не пользуется по настоящему, разве что для уточнения количества посетителей и коэффициента конверсии. А ведь с этой вкладке должно начинаться каждое утро, т.е. настройка данной панели даст нам возможность быстро оценить обстановку и понять что нуждается в более детальном анализе.

Подход к анализу:

1) Начинать нужно всегда с просмотра и анализа базовых показателей, как раз тех, которые персонально настраиваются для каждого сайта на панели-сводки. Посмотрите на выполнение целей, на показатель отказа в корзине (если у вас интернет-магазин), определите популярный контент и т.д. На данном этапе анализа вы поймете общую ситуацию, и насколько успешно ваш сайт решает поставленные задачи.

2) Вторым этапом анализа данных является исследование аудитории - сегментация. Например, трафик на ваш сайт – 100 посетителей, конверсия при этом – 10%. Постарайтесь определить кто эти 90 посетителей, что покидают ваш сайт, не став вашими клиентами? Сегментируйте трафик на прямой трафик, поисковый, по длине ключевого слова, выделите и посмотрите отдельно, как ведут себя те, кто стал вашим клиентом и т.д.

3) Сравнивайте. Сравнение всегда показывает, в какую сторону мы движемся и насколько успешны наши усилия. Например, если как инструмент привлечения трафика используется поисковая оптимизация, можно легко сравнить, насколько больше мы получили трафика в сравнении с прошлым месяцем. Ведь поисковая оптимизация это не только ранжирование сайта на определенных позициях, это еще и подбор условий поиска и управление представлением сайта в поисковых системах, поэтому у специалистов по поисковой оптимизации четкая задача - увеличить трафик с поисковых систем по определенным условиям поиска. А у нас - оценить их работу. Кстати, в корпоративном блоге я писал о том, как настроить отчет в Google Analytics для определения эффективности поискового продвижения.

4) Делайте заметки и выводы по результатам работы. Я не понимаю тех людей, кто не отмечает важные и интересные моменты. Например, резкий скачок на графике, наверняка заинтересует вас и вы выясните природу происхождения данного экстремума, вот только не забудьте поставить об этом заметку на графике, благо большинство систем веб-аналитики это поддерживает. Просто при анализе данных иногда возникает потребность вернуться к старым данным, для уточнения или проверки. Когда все важные экстремумы отмечены пояснениями, будет легче разобраться в огромном объеме данных, и не нужно будет анализировать данные заново, тратя на это время и силы.

Я постарался дать минимум того, как стоит подходить к анализу веб-данных. Пожалуй, это можно назвать базовым подходом к анализу данных из счетчика веб-аналитки. Нужно понимать, что сбор данных не ограничивается только счетчиком веб-аналитики. Со временем, можно добавить сюда и инструменты визуализации сессий и опросы. И помните, каждый отдельный сайт требует отдельно внимания.