Долги и сокращения: реальная экономика кофеен. Откровенный разговор с владельцем "Даблби" Сергеем Дашковым

2025-12-16 13:30:05 Время чтения 7 мин 71

Привлечение инвестиций при встречном макроэкономическом ветре и жизнь по средствам – сооснователь и гендиректор сети кофеен «Даблби», венчурный инвестор Сергей Дашков в интервью основателю коммуникационного агентства Smart PR Глебу Климентьеву рассказал о том, как сегодня выглядит экономика кофейного бизнеса в России. В разговоре – не только рост и планы сети, но и сложные решения: сокращение офисного персонала на 30-40%, закрытие части точек, пересборка форматов и отказ от иллюзий быстрой окупаемости. Дашков подробно объясняет, почему сеть с оборотом около миллиарда рублей все еще остается уязвимой, как меняется потребление кофе – от растворимого к speciality-форматам, и почему формула успеха в операционном бизнесе по-прежнему сводится к одному слову – вкалывать.

Ниже приводим ключевые моменты встречи:

Знал бы – не начинал

В сеть «Даблби» я вложил много. Эти деньги я еще не отбил. Если бы в начале пути я знал, насколько это сложный бизнес, я бы его не начинал.

Об итогах pre-IPO

В прошлом году сеть планировала привлечь более 300 млн руб. на открытие новых точек. Привлекли менее 300. Вообще привлекать деньги при ставке более 20% – то еще занятие. Можно их просто положить на депозит и гарантированно получить больше. Встречный макроэкономический ветер был очень сильным. Привлеченные деньги мы превратили в основные средства – в кофейни, которые генерируют доход. Когда у тебя несколько кофеен, одна страхует от неудачи другую. Поэтому сейчас мы нарабатываем экономику ансамбля точек. Надеемся, что через какое-то время эта модель покажет хорошие результаты.

О жизни по средствам

Прошлый, 2024 год, был хорошим, мы росли примерно на 40%. Уходящий начался хуже. Мы потеряли семь точек, сократили офисный персонал на 30-40%, зажали косты, попытались оптимизировать расходы. У нас были задержки с выплатами зарплаты. Сейчас главная задача — не рост любой ценой, а поймать экономику, свою бизнес-модель, научиться жить строго по средствам. При этом выручку мы планируем на том же уровне, что и в 2024.

Миллиард – это все еще мало

В прошлом году выручка сети составила почти миллиард рублей. В нашем сегменте – это очень мало. Для устойчивости операционного бизнеса нужно 3–4 миллиарда оборота. Тогда можно переживать ошибки, сезонность, погоду. Пока мы живем в режиме очень жесткой экономии. Моя задача как собственника – привести сеть к надлежащему масштабу.

О миссии и форматах

«Даблби» – это великолепная чашка кофе. Миссия «Даблби» – служение этой чашке кофе и тем людям, которые в ней отчаянно нуждаются. У нас около 60 кофеен двух форматов: «Даблби Классик» – исторический формат с обученными бариста, хорошими машинами и акцентом на атмосферу – и «Даблби Экспресс» – новый формат, самая быстрая чашка кофе за 30-75 секунд. Плюс вендинг – около 25 аппаратов в Москве. Мы хотим изменить восприятие людей и доказать, что вендинг – это тоже хороший кофе.

О будущем рынка кофеен

В этом рынке, безусловно, предстоит консолидация. И мы будем в ней участвовать – либо в качестве субъекта, либо в качестве объекта. Форматы на рынке будут разные: наверху – кофейни с атмосферой, в массовом сегменте – быстрые форматы, чашка кофе здесь и сейчас. Как пример, сегодня самая большая кофейня в России – это та, что встроена в сеть «Пятерочка».

О драйвере потребления кофе

Вы знаете, что такое дрип? Вот есть чайный пакетик, а есть похожий простой способ заварить натуральный кофе – мешочек, который нужно натянуть на кружку и медленно проливать кипяток. Это и есть дрип – абсолютный драйвер потребления кофе в нашей стране. За год эта категория на маркетплейсе Ozon выросла на 120-130%. Правда, 70% домашнего потребления кофе приходится на растворимый.

О конфликте с Анной Цфасман

В 2019 году в сети был корпоративный конфликт. Он закончился тем, что Анна ушла с поста генерального директора, мне пришлось возглавить компанию и принять ответственность за ее судьбу. В настоящее время Анна не является акционером. Мы посудились, помирились, подписали мировые соглашения. Все закончилось.

О поколении Z

Работать в режиме подвигов – это не для них. На поколение Z нельзя ругаться, давить. Нельзя врать. Им нужно объяснять, зачем и почему, в чем смысл того, что ты делаешь. Если есть проблема – надо сказать прямо. Если человек хорошо сработал – его обязательно нужно похвалить. Они очень чувствительны к смыслам и прозрачности. Мы честно рассказываем им о специфике нашей сети: у нас много работы, мало денег и с нами остаются только трудоголики.

О стартапе, который удивил

Очень удивил Whizz. Это сервис по аренде электровелосипедов для курьеров в США, основанный россиянами. Сейчас он показывает рост 8-10% каждый месяц.

О личной формуле успеха

Вкалывать. Ничего другого. Тяжелый труд через кровь, пот и слезы. Я кайфую от позитивного результата — и в бизнесе, и в инвестициях. Пример для меня — основатель «Магнита» Сергей Галицкий.

Полную версию интервью можно посмотреть на YouTube-канале Глеба Климентьева:

https://youtu.be/qKuz6d9K6sE.