Действующее процессуальное законодательство не регулирует порядок проведения внесудебной экспертизы, а также не содержит требований к заключению внесудебной экспертизы.
Однако неурегулированность института внесудебных экспертиз в законодательстве не означает полного отсутствия требований к такому виду доказательств. Попробуем разобраться в теме подробнее.
Процессуальные кодексы и Федеральный закон N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности..." не содержат ни определения понятия внесудебной экспертизы, ни требований к ее проведению и содержанию.
Как указывает Ассоциация судебных экспертов Сибири и Дальнего Востока в своей статье "Внесудебная экспертиза": "Принципиальное отличие внесудебной экспертизы от судебной – отсутствие процессуальной формы...".
Однако, сам факт существования института внесудебных и досудебных экспертиз, как источника получения доказательств для судебных споров, отрицать невозможно.
Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ.
Первый официальный документ, в котором мы можем увидеть указание на внесудебную экспертизу - это Постановление Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе". В пункте 13 указанного Постановления говорится о том, что заключение эксперта, полученное по результатам проведения внесудебной экспертизы, не может признаваться экспертным заключением по рассматриваемому делу. Такое заключение может быть признано судом иным документом, допускаемым в качестве доказательства в соответствии со статьей 89 АПК РФ.
Соответственно, Постановление признает факт существования такого вида доказательств, как заключение внесудебной экспертизы, однако, каких-либо требований к порядку и процедурам проведения внесудебной экспертизы или требований к заключению внесудебной экспертизы - не содержит.
Данные выводы отражаются и в судебных решениях. Так, Арбитражный суд Нижегородской области в решении по делу А43-34335/2023 критически отнесся к рецензии на внесудебную экспертизу. Выводы рецензентов о необходимости соответствия заключения внесудебной экспертизы требованиям процессуального законодательства, а именно ст. 86 АПК РФ и ст. 25 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» № 73-ФЗ от 31.05.2001, суд счел необоснованными.
Можем ли мы в таком случае утверждать, что внесудебные экспертизы не должны соответствовать никаким требованиям? Исследования процессуального законодательства, имеющаяся судебная практика и собственная практика проведения внесудебных экспертиз говорят об обратном.
В своей статье "Процессуальный статус внесудебных заключений экспертов" аспирант юридического факультета СПбГУ и юрист Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Каменков Максим Валериевич говорит следующее.
С учетом имеющейся законодательной неопределенности неясно, какие требования предъявляются к такого рода экспертным заключениям. Например, в ст. 86 АПК РФ подробно изложен ряд реквизитов и данных, которые должны содержаться в экспертном заключении и при отсутствии которых оно может быть признано недостоверным доказательством. В то же время к иным документам и материалам АПК РФ в ст. 89 предъявляет только одно требование: они принимаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Таким образом, рассматривая заключение внесудебной экспертизы в качестве доказательства по делу, мы можем зафиксировать базовое требование к данному заключению - оно должно содержать сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Разумеется, раз суд оценивает доказательства по критериям относимости, допустимости и достоверности, то заключение внесудебной экспертизы должно соответствовать все трем критериям.
В части критерия достоверности вполне разумно к заключению внесудебной экспертизы предъявлять требования, которые Федеральный закон N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности..." в статье 8 предъявляет к заключениям судебных экспертиз. А именно, заключение должно быть выполнено на научной и практической основе. Оно должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Выполненное согласно указанным правилам заключение внесудебной экспертизы с наибольшей вероятностью будет признано судом достоверным.
Заключение внесудебной экспертизы должно обладать признаком относимости доказательства, то есть должно касаться непосредственно того, что доказывает сторона спора. Оно должно иметь значение для дела и не создавать помех при его рассмотрении.
Сложнее с критерием допустимости доказательства. Ведь процессуальные кодексы под допустимостью доказательств понимают формирование, сбор и предъявление суду доказательств, которые прошли по всем нормам и правилам, и такой тип доказательства предусматривается законом. К примеру, для сделок между фирмами обязательно использовать простую письменную форму. Как мы уже отмечали, институт внесудебных экспертиз не закреплен в процессуальном законодательстве. Одновременно с этим ст. 64 АПК РФ не содержит исчерпывающего перечня доказательств, допуская иные документы и материалы.
Ст. 55 ГПК РФ указывает, что одним из источников сведений о фактах являются письменные доказательства. Ст. 71 ГПК РФ не содержит исчерпывающего перечня письменных доказательств, указывая, что к ним относятся также иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документы, подписанные электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо выполненные иным позволяющим установить достоверность документа способом.
Как видим, согласно нормам АПК РФ заключение внесудебной экспертизы должно быть отнесено к иным документам и материалам. Требований к порядку получения и форме иных документов и материалов АПК РФ не содержит, поэтому нам сложно оценить как в арбитражном процессе заключение внесудебной экспертизы должно проверяться по критерию допустимости. Поскольку порядок проведения внесудебных и досудебных экспертиз не закреплен в законодательстве, допустимыми должны считаться любые заключения внесудебных экспертиз.
Справедливым будет отметить, что есть и иной подход судов. Так, решением по делу А33-983/2024 Арбитражный суд Красноярского края признал заключение внесудебной экспертизы недопустимым доказательством, поскольку организация, выполнявшая техническое заключение, отсутствует в Едином реестре членов СРО НОСТРОЙ, а эксперт, проводивший внесудебную экспертизу, не состоял в НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Суд посчитал, что такие требования к заключению внесудебной строительной экспертизы содержатся в ст. 49.1, 55.20 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ). Мы указанную позицию суда не разделяем, поскольку статья 49.1 ГрК РФ регулирует порядок аттестации физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий согласно Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 является другим институтом. По результатам внесудебной, досудебной строительной экспертизы заключение экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в смысле ст.49.1 ГрК РФ и Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 - не выдается.
Статья 55.20 ГрК РФ также не содержит требований к порядку проведения внесудебных, досудебных строительных экспертизы и к организациям, которые их проводят.
Согласно пункту 2 статьи 55.20 ГрК РФ создаются национальные объединения саморегулируемых организаций следующих видов:
Согласно нормам ГПК РФ заключение внесудебной экспертизы мы можем отнести только к письменным доказательствам, поэтому в гражданском процессе заключения внесудебных экспертиз должны соответствовать критериям письменных доказательств. То есть должны быть выполнены в форме цифровой, графической записи или иным способом (посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием сети "Интернет", подписанные электронной подписью), позволяющим установить достоверность документа.
Соглашаясь с позицией ученых (О.Г. Дьяконова, А.Е. Галинская) и судов (Постановление ФАС СЗО от 19.10.2012 по делу N А56-69578/2012, Постановление ФАС ДО от 10.08.2011 по делу N А04-5324/2010 и пр.), предлагаем заключение внесудебной экспертизы рассматривать как письменное доказательство не только в гражданском процессе, но и в арбитражных спорах. А значит, предлагаем выполнять заключения внесудебных экспертиз в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа, а также соблюдать иные требования ст. 75 "Письменные доказательства" АПК РФ.
Выполнение данной рекомендации будет актуально до легитимации института внесудебных и досудебных экспертиз или же до установления формальных критериев качества проведения экспертиз, методик, а также требований к экспертам и экспертным учреждениям, как это предлагает в своей статье "Процессуальный статус внесудебных заключений экспертов" аспирант юридического факультета СПбГУ и юрист Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Каменков Максим Валериевич.
Следует выделить те признаки и характеристики заключения внесудебной экспертизы, которые не указаны прямо в законе ввиду неурегулированности данного института, но на которые указывали суды при оценке заключений внесудебных экспертиз по рассмотренным спорам.
Сложившаяся судебная практика, где суды принимали заключения досудебной и внесудебной экспертиз в качестве доказательств, говорит о том, что такие заключения должны быть аргументированы, содержать ссылки на строительные нормы и правила, содержать выводы по всем поставленным вопросам, а также не противоречить другим доказательствам по делу - Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.05.2014 по делу №А43-11779/2013. Похожие выводы сделаны в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.08.2015 по делу №А33-19530/2013, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.03.2018 по делу № А46-8963/2015, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.01.2018 по делу № А70-11441/2016, в Постановлении Арбитражного суда западно-Сибирского округа от 01.08.2017 по делу №А27-11128/2016, в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2015 по делу № А41-5709/13, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2018 по делу № А56-35594/2017, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.08.2015 по делу №А63-13854/2013 и др.
Исходя из имеющейся судебной практики суд может отказать в принятии в качестве доказательства заключение досудебной или внесудебной экспертизы по причине отсутствия вызова/уведомления и предупреждения второй стороны спора о дате, времени и месте производства экспертизы - Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.08.2015 по делу №А40-14258/2013, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2020 по делу №А32-18945/2018 и др). В деле А33-983/2024 Арбитражный суд Красноярского края признал заключение внесудебной экспертизы недопустимым доказательством в силу ст. 68 АПК РФ, поскольку она в несоблюдение требований п.п. 4, 5 ст. 720 ГК РФ была проведена истцом в одностороннем порядке без предварительного уведомления ответчика.
Поэтому проведение внесудебной экспертизы должно осуществляться с заблаговременным уведомлением противной стороны и всех заинтересованных сторон о дате, месте и времени проведения внесудебной экспертизы. Такое уведомление должно быть направлено по официальному месту нахождения стороны. Доказательства отправки уведомления необходимо сохранять. Образец уведомления второй стороны о дате и времени проведения досудебной, внесудебной экспертизе Вы можете скачать здесь: Уведомление о досудебной экспертизе.
В деле А43-26171/2012 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в признании затрат на внесудебную экспертизу судебными издержками по делу. Одним из оснований суд назвал отсутствие в заключении внесудебной экспертизы вопросов, поставленных перед экспертом.
По делу А33-983/2024 арбитражный суд признал заключение внесудебной экспертизы недопустимым доказательством. При этом суд указал, что в заключении не указана информация, какие именно документы были представлены заказчиком для проведения экспертизы, не указана информация о предоставляемой проектной документации, анализ которой проведен ООО «ЗемСтройПроект» специалистам не представлен договор подряда № 21 от 21.09.2020, заключенный между ООО «Сивер» и ООО «Гранит», в соответствии с которым выполнялись исследуемые на объекте работы.
В деле А45-36869/202, суд согласился с выводами судебной экспертизы, отвергнув выводы досудебного исследования. При этом суд указал, что по его мнению разница в выводах двух заключений (судебного и несудебного) объясняется тем, что истец не предоставил экспертам общества с ограниченной ответственностью «Экспертность» (досудебная экспертиза) полноты информации по контракту (в самом заключении отсутствует перечень переданной для выполнения исследования документации).
По делу А33-983/2024 арбитражный суд признал заключение внесудебной экспертизы недопустимым доказательством. При этом суд указал, что в техническом заключении ООО «ЗемСтройПроект» не указывается дата его составления, однако из содержания самого заключения можно установить, что оно было выполнено как минимум позднее сентября 2022 года, так как в нём имеется вписка из реестра членов СРО от 10.08.2022 № 10 (л. 31 заключения), а также есть ссылки на паспорт сооружения, составленный в сентябре 2022 г.
В деле А32-1640/2012 суды не приняли заключение внесудебной экспертизы в качестве доказательства, указав следующее: "Указанное экспертное исследование проведено по заказу общества «Энергогазкомплект» после обращения подрядчика в суд с иском о взыскании задолженности за выполненные работы. Суды установили, что до обращения подрядчика в суд с иском заказчик возражений по качеству выполненных работ не заявлял, внесудебная экспертиза проведена при наличии судебного спора между сторонами.".
В деле А33-9193/2024 суд указал, что до возбуждения производства по делу спор между сторонами относительно рассматриваемого недостатка и необходимости его устранения отсутствовал (документальных доказательств обратного в дело не представлено). Несудебное заключение экспертизы, представленное ООО «СибСтрой», составлено после возбуждения производства по иску.
Таким образом, проведение внесудебной экспертизы целесообразно сопровождать претензионной работой на досудебной стадии спора.
ВС РФ в Определении от 19.02.2018 № 305-ЭС17-22996 указал: "При этом суд также сослался на то, что истец не заяви ходатайство о назначении судебной экспертизы на предмет оценки качества и стоимости выполненных работ, а представленное истцом экспертное заключение, полученное им во внесудебном порядке, не принято судом в качестве надлежащего письменного доказательства по основаниям, приведенным в судебном акте.".
Таким образом, в случае, если на досудебной стадии экспертиза не проводилась, то проведение внесудебной экспертизы в период рассмотрения дела целесообразно осуществлять только после заявления ходатайства о назначении судебной экспертизы и отклонения его судом или же получении иных сведений о невозможности проведения судебной экспертизы (прим. сообщение судебного эксперта о невозможности проведения экспертизы).
Заключение досудебной экспертизы, о проведении которой подрядчик не был осведомлен, не признается достаточным доказательством невыполнения работ, если судебная экспертиза не проводилась из-за непредставления заказчиком необходимых документов. Такое решение Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отразил в Постановлении от 06.10.2020 N Ф08-7921/2020 по делу N А32-18945/2018:
«…Удовлетворяя требования учреждения, суды установили, что подрядчик завысил объемы работ на объекте… К таким выводам суды пришли на основании представленной учреждением досудебной экспертизы… Суды не учли, что судебная экспертиза по определению объема выполненных работ не произведена в связи с непредставлением учреждением проектной и технической документации по контракту. При этом указанные документы находятся у истца, который предоставил их для проведения досудебной экспертизы, однако уклонился от их предоставления для проведения судебной экспертизы. При таких обстоятельствах досудебная экспертиза не является достаточной для вывода о невыполнении обществом полного объема работ по контракту…».
Таким образом, экспертами анализировалась различная проектная документация при проведении досудебной и судебной экспертизы.
Поэтому, если была проведена досудебная или внесудебная экспертиза, а затем была назначена судебная, то мы рекомендуем сторонам принимать в ней участие в той же степени добросовестно и открыто, как и проведении досудебной экспертизы. В конечном счете, при наличии явных противоречий судебной экспертизы результатам досудебной это может послужить основанием для назначения повторной судебной экспертизы.
Здесь мы считаем возможным согласиться с мнением юриста Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" М.В. Каменковым, выраженном в статье "Процессуальный статус внесудебных заключений экспертов", опубликованной в журнале "ЗАКОН", выпуск № 9, сентябрь 2014. Он считает, что формальность закрепленных стандартов не должна носить характер видимой легитимации. И не смотря на то, что суды в ряде случаев ссылаются на недопустимость заключения эксперта только ввиду отсутствия подтверждения о предупреждении его об уголовной ответственности, данная позиция является чересчур формальной и необоснованной с учетом общеправового принципа о том, что незнание закона не освобождает эксперта, в том числе от уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и иных нарушений.
При изучении имеющейся судебной практики мы сталкивались с решениями арбитражных судов, в которых одним из условий принятия внесудебной экспертизы в качестве доказательства является указание на необходимость проведения экспертизы выполненных работ в договоре подряда. Между тем пункт 5 статьи 720 ГК РФ итак императивно предусматривает, что при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Для увеличения возможности досудебного урегулирования спора рекомендуем сторонам в договоре подряда не только дублировать норму пункта 5 статьи 720 ГК РФ, но и более подробно предусматривать условия проведения экспертизы выполненной работы. При этом предусматривать не только экспертизу недостатков, но и экспертизу объемов и стоимости выполненных работ.
Полагаясь на собственную практику проведения досудебных и внесудебных строительных экспертиз мы должны отметить, что суды часто не вдаются в исследование правового статуса представленных сторонами экспертных заключений, рассматривая их в качестве одного из доказательств по делу наряду с другими имеющимися в деле.
В тоже время, соблюдение изложенных в статье требований и рекомендаций увеличит вероятность принятия судом заключения досудебной или внесудебной экспертизы в качестве доказательства по делу.
Эл.почта: sse24-7@mail.ru