Состояние арт-рынка России можно оценивать с различных точек зрения, пользуясь различными подходами. Мы избрали нестандартный подход: мы — автор и все заинтересованные лица — в течение примерно одного года будем оценивать происходящее на столичном арт-рынке, опираясь на результаты реальных действий, предпринятых московским художником, испытывающим трудности с демонстрацией и реализацией своих картин. Художником, чьи произведения — результат его усилий с опорой на собственные теоретические разработки в области теории искусства. При этом необходимо отметить, что картины нашего художника и в отсутствие разъясняющих или комментирующих текстов к ним остаются произведениями визуального искусства, доступны для восприятия и вызывают у зрителя эмоциональный отклик. Наша задача состоит в том, чтобы описать действия художника, а право оценивать результаты этих действий мы оставляем за читателями.
Конечно же, наше небольшое исследование предполагает безусловное уважение ко всем названным в тексте структурам и участникам арт-рынка.
Всё происходящее в мегаполисе охватить невозможно, поэтому мы рассмотрим лишь несколько значимых институций и структур, привлекательных для отдельно взятого художника в плане сотрудничества.
События, явления и игроков столичного арт-рынка мы условно разделили на три группы: 1. Ярмарки, выставки и галереи. 2. Проекты, тексты, мероприятия по продвижению. 3. Сетевые и печатные издания. Эти группы будут освещаться в зависимости от того, насколько в них отражены действия художника, стремящегося расширить своё присутствие на художественном рынке и продвигающего свои теоретические разработки.
Первая группа, в свою очередь, делится на три подгруппы. В первую подгруппу вошло большинство московских галерей, участвовавших в ярмарке современного искусства «Cosmoscow»: 11.12 GALLERY, 3L STORE, Agency Art Ru, Alina Pinsky Gallery, ART & BRUT, Artwin Gallery, a-s-t-r-a, Carré d’artistes Moscow, Deep List, Elohovskiy Gallery, FIFTH AVENUE GALLERY, FINEART GALLERY, Heritage Gallery, ILONA–K Artspace, InGallery, Iragui, JART Gallery, Krokin Gallery, Omelchenko Gallery, PA Gallery, Pogodina Gallery, Ruarts Gallery, SAMPLE, SISTEMA GALLERY, Syntax Gallery, XL Projects, «XL Галерея», «АРТ4», «Восточная галерея», галерея MaxArt, галерея ULM, галерея «Алиса», галерея «Гридчинхолл», галерея К35, галерея «Ковчег», галерея «КультПроект», галерея «ЛУЧ», галерея «Палаты», галерея «Треугольник», «САБСТАНЦИЯ», «сцена/szena», «Тираж 1/1».
Вторую подгруппу составили участники ярмарки «|catalog|», не принимавшие участия в «Cosmoscow»: Art Object Gallery, ARTSTORY, АSKERI GALLERY, E.K.ArtBureau, Grabar Gallery, HIDDEN PLACE, OVCHARENKO, Postrigay Gallery, Shift, Totibadze Gallery, Triumph Gallery, VLADEY, КЦ «Артишок».
В третью подгруппу были включены галереи, представленные на арт-платформе «CUBE.MOSCOW»: Arts Square Gallery, KUPOL GALLERY, Most Wanted Gallery, галерея «Небеса».
Всем галереям был предложен на рассмотрение выставочный проект «Неучтённые эмоции» (с просьбой в случае незаинтересованности сообщить о причинах). Этот проект включает в себя: текстовое теоретическое обоснование проекта, текстовое описание проекта, визуальное наполнение проекта. Если предложенный проект принимается какой-либо галереей для экспонирования, остальным на рассмотрение предлагается новый проект.
При этом заинтересованный художник делает всё необходимое для того, чтобы войти в круг постоянных авторов выбранной им галереи, принимает активное участие в актуальных конкурсах и мероприятиях, организованных галереями, например, таких, как a-s-t-r-a open vol.5 (a—s—t—r—a gallery), OPEN CALL SAMPLE x Самолет (галерея SAMPLE), open call от журнала Art MUSE magazine, в аукционах, например, VLADEY, artonline24 (АSKERI GALLERY), OPEN CALL (Arts Square Gallery, бессрочный), проявляет готовность к сотрудничеству (галерея «Небеса», ART HUB ТУПИК (ART4) и другие).
В общей сложности запросы были отправлены 59 московским галереям. Из них о том, что они получили присланный материал и ознакомились с ним, но по разным причинам не планируют в данное время сотрудничать, в ответных письмах сообщили 14: 11.12 GALLERY, 3L Gallery, FINEART GALLERY, Agency.ArtRu, «Тираж 1/1», галерея «Палаты», Cube.Moscow, Syntax Gallery, Pogodina gallery, галерея «Ковчег», КЦ «Артишок», Elohovskiy Gallery, a—s—t—r—a gallery, artonline24.
Во вторую группу «Печатные и сетевые издания» вошли следующие медиа, пишущие об искусстве: онлайн-издание «ArtAndYou», интернет-журнал «ТОЧКА Art», издание «The Art Newspaper Russia», журнал «Arthope», «Независимая газета», «EARTHBURG», журнал «Топос», «Художественный журнал», журнал «Диалог искусств». Им был предложен для ознакомления проект и статья «Эпитемизм как современное искусство» с просьбой в случае, если будет отказано в её публикации, сообщить буквально в двух словах о причине отсутствия интереса к тексту. Если же предложенный художником текст принимается каким-либо изданием для публикации, остальным на рассмотрение будет предложена новая статья. Из перечисленных изданий материал опубликовали литературно-философский журнал «Топос» и гуманитарный портал «EARTHBURG».
С целью заинтересовать галеристов, побудить их с вниманием отнестись к проекту и действиям художника по его продвижению им было сообщено, что по результатам взаимодействия будет написана статья «Арт-рынок России. Столичный сегмент» с подробным описанием всех действий, предпринятых художником по продвижению своих идей, своего искусства. Заявленная статья написана, и вы её сейчас читаете.
Для продвижения проекта были предприняты и другие шаги. Избранному кругу заинтересованных научных организаций[1], занимающихся изучением особенностей восприятия, работы мозга и факторов, влияющих на принятие решений, была представлена возможность в полном объёме ознакомиться с прикладной составляющей проекта «Неучтённые эмоции» и воспользоваться его наработками. Длительное, многозначительное молчание руководителей институций говорит об их основательном подходе к оценке идей, высказанных автором проекта, а также о желании убедиться в том, что проект жизнеспособен, прежде чем делать окончательные выводы.
«Неучтённые эмоции» — проект многомерный, который в зависимости от целеполагания может открывать выходы, например, в область экономики, финансов, рекламы. В качестве демонстрационного проекта с прикладными составляющими он был предложен ряду бизнес-структур, таких как «Новатэк», «Фосагро», «Т-банк», «ПИК», АФК «Система», «Норильский никель», «Яндекс», «Фонбет», «Самолет Плюс», «МТС», S7 Airlines, «Ямал СПГ», «Акрон», МХК «ЕвроХим». Эмоциональные визуализации, основанные на упрощённых графических формах, которые отображают статистику изменений различных процессов и явлений, в рамках проекта выступают в качестве дополнительной значимой аргументации, влияющей на выбор финальных решений в той сфере, где работает та или иная компания. Другими словами, эмоциональные визуализации рассматриваются как действенный фактор, активирующий процесс перехода от этапа накопления и анализа информации к формированию решения у тех, кто эти решения принимает.
Помимо этого, эмоциональные визуализации можно рассматривать и как эффективные рекламные решения, направленные на перевод графических форм, отображающих статистику, в область массового, эмоционально окрашенного восприятия, которое во многом определяет желательное отношение к конкретным событиям и явлениям.
Запланированное художником взаимодействие с рядом заинтересованных структур началось и постепенно расширяется. Приглашение осуществить выставочный проект, поучаствовать в ярмарке, оказать помощь в издании книг и каталогов — идеальный итог подобного сотрудничества. На это и направлены усилия художника.
Очевидно, что возможности отдельного художника зависят прежде всего от общего состояния рынка, экономики страны в целом. Художник, создающий произведения искусства для продажи, неизбежно становится участником рынка и вынужден учитывать его реалии. Причин, приведших отечественный арт-рынок в нынешнее состояние, несколько, и они известны. Например, заинтересованность художников в выходе на международный рынок искусства в ущерб развитию отечественного арт-рынка в совместной работе с другими участниками. Отсутствие до недавнего времени своевременной, регулярной законодательной поддержки отечественных частных галерей и иных структур в стране и за рубежом. Отсутствие в течение продолжительного времени новых, реализованных внутри России, по-настоящему значимых художественных проектов, основанных на идеях, которые бы оценили и подхватили на мировом уровне. Запаздывание с освоением перспективных художественных идей и запаздывание с отказом от идей, уходящих в прошлое. Недостаточное для полноценного функционирования арт-рынка количество ярмарок, галерей и коллекционеров. Отсутствие у многих галеристов знаний и опыта, необходимых для организации экономической деятельности галерей, подразумевающей извлечение прибыли. И как следствие всего этого в условиях нестабильного арт-рынка рыночные законы работают плохо.
Но ситуация меняется, и довольно быстро. Происходят перемены в лучшую сторону. Главным образом они связаны с частной предпринимательской инициативой, с людьми, имеющими опыт работы в бизнес-структурах, связанных с производством и финансами. Такие люди способны организовать и осуществить интересные бизнес-проекты в области искусства. Ка выяснилось, и различные формы некоммерческого партнёрства оказались востребованными и довольно эффективными средствами обновления арт-рынка.
На наш взгляд, вряд ли справедливо характеризовать существующий в России арт-рынок словом «спорадический», имея в виду и его созвучие со словом «страдальческий», или называть «эпизодическим». Вместе с тем очевидно также, что существующий арт-рынок пока трудно назвать полноценным. Вероятно, наиболее точное на данный момент определение столичного рынка, а возможно, если иметь в виду его неизбежный рост в недалёкой перспективе, и российского, — развивающийся, с раскрывающимися возможностями, стремящийся обрести стабильность и устойчивость.
[1] Проект был представлен руководителям следующих научных структур: 1) лаборатории нейрофизиологии и нейро-компьютерных интерфейсов на кафедре физиологии человека и животных биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; 2) лаборатории психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН; 3) Института перспективных исследований мозга МГУ им. М.В. Ломоносова; 4) лаборатории развития нервной системы НИИ морфологии человека; 5) кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук факультета свободных наук и искусств Санкт-Петербургского государственного университета; 6) центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»