Привет! Если ты развиваешь собственные проекты в Телеграм, то наверняка слышал про обязательную маркировку рекламы. Роскомнадзор c каждым годом выписывает всё больше штрафов из-за отсутствия маркировки.
Думаешь, тебя не коснется? Вот смотри:
> Владелицу Телеграм-канала «Лиса рулит» Елену Лисовскую оштрафовали на 300 000 рублей за отсутствие маркировки рекламы в трех постах. Это первый штраф в России за отсутствие маркировки.
Так что спокойно доберутся до бизнесменов, агентств, самозанятых и ИП. Оно тебе надо?
Меня зовут Денис Липовецкий, я основатель агентства контент-маркетинга «Цифра». За 5 минут расскажу как законно получать деньги с рекламы.
Плюсы для государства понятны — легко отслеживать рекламу и получать налоги. А для тебя?
С этим разобрались.
В этих терминах путаются даже опытные закупщики и менеджеры. Давайте разберёмся:
Представим: ты продаёшь вязаные носки в Telegram.
Рано или поздно ты захочешь купить рекламу, чтобы о твоих носках узнал весь город.
Ты, как рекламодатель, обращаешься в местный новостной паблик, который будет выступать как рекламораспространитель. Вы заключили договор (подробнее далее в статье), в котором указано кто получает erid через ОРД и сдаёт отчётность. Если ты реально крутой носочный магнат, ты нанимаешь агентство-посредника, которое будет заниматься подготовкой креатива и работой с ОРД.
— Если я рекламирую сам себя?
Если это часть обычного информирования об ассортименте — маркировка не нужна. Если ты агрессивно выделяешь один продукт с призывом купить — нужна.
— А если это нативная реклама?
Если тебе за неё заплатили, значит реклама. Маркируем.
— Если я просто рассказываю о своём опыте, делюсь мнением — это реклама?
Если это честное мнение, без оплаты, без договоренностей, без призыва к покупке — тогда это мнение, а не реклама. Но если пост содержит призыв к действию, и ты получаешь за него деньги — тогда нужна маркировка.
— Если я даю реферальную ссылку или промокод — это реклама?
Да — это считается рекламой, если за переходы/продажи тебе платят деньги.
— А если я просто информирую о скидке или новой коллекции своего магазина — нужно ли маркировать?
Если ты являешься продавцом/владельцем и публикуешь информацию о своем товаре на своём ресурсе — это может рассматриваться как «информационное сообщение об ассортименте» и не всегда требует маркировки. Но если пытаешься продать и подчёркиваешь преимущества — лучше маркировать.
Перейдем к самому вкусному. Расскажу по шагам как маркировать рекламу.
Шаг №1. Принять неизбежность
Тебе 100% придётся маркировать рекламу, даже не думай, что прокатит. Найдут — потом не пиши, что я не предупреждал.
Шаг №2. Заключить договор
Постараюсь максимально подробно.
Мне понравился пример с носками, поэтому продолжу его. Ты берёшь договор и указываешь в нём, кто занимается регистрацией рекламы в ОРД (п. 2.1.7). Обычно этим занимается распространитель. В договоре он указан как исполнитель, в нашем случае местный новостной паблик.
Исполнитель в праве самостоятельно выбрать оператора без согласования с рекламодателем (заказчиком) — конец п 2.1.7. А ты обязан передать достоверные сведения для передачи в ОРД (п. 2.2.3).
Обрати внимание на п. 5.8 — ты можешь возложить ответственность на распространителя в случае получения штрафа от РКН, но только если это действительно его ошибка.
Это не единственно верный вариант договора. Регистрацией рекламы может заниматься и рекламодатель. В договоре выделены жёлтым все важные пункты, с которыми нужно ознакомиться.
Договор подписан, что дальше?
Шаг №3. Зарегистрироваться в ОРД
Теперь представь, что ты админ того самого новостного паблика. Тебе нужно выбрать ОРД, а их семь:
Я не буду советовать какой-то конкретный, но скажу, что на конец 2025 года ОРД Яндекса и ВК всё ещё бесплатные.
Для начала просто регистрируемся и подтверждаем почту.
Следующие этапы и их содержание могут отличаться в зависимости от оператора.
В зависимости от правового статуса могут потребоваться:
Фух, это был самый сложный этап, честно-честно.
Шаг № 4. Добавить креатив и получить токен
Обычно получением токена занимается тот, кто готовит креативы. Это зафиксировано в договоре.
На платформу ОРД нужно добавить все элементы, из которых состоит креатив: текст, изображение, видео, аудио. А затем внести всю информацию о рекламной кампании, которую запросит ОРД.
В ответ ОРД отправит токен в формате erid, состоящий из нескольких цифр и латинских букв.
Шаг № 5. Маркировать рекламу
Формула маркировки: слово «Реклама» + информация о рекламодателе (юридическое название, ИНН или ОГРН) + erid-токен.
Пример: Реклама. ООО «Зеленоглазое Такси» ИНН XXX. erid:XXX
Так, а куда её добавлять-то?
1. Надписать в начале или в конце рекламного текста
2. Маркировка на изображении
Она может быть в любом месте. Важно, чтобы маркировка не сливалась с задним фоном.
3. Erid в ссылке на рекламодателя
В тексте или поверх картинки указывается «Реклама. ООО «Зеленоглазое Такси» ИНН XXX», а erid добавляется в конце ссылки на сайт рекламодателя после вопросительного знака: https://company.ru//?erid=2SDnjcmffcs
Шаг № 6. Передавать статистику о рекламе каждый месяц
После публикации нужно загружать в ОРД:
Статистику показов рекламы. Можно найти в личном кабинете платформы, на которую загружена реклама.
Данные из бухгалтерского акта. Понадобятся: дата, номер и сумма акта; период оказания услуг; информация о роли заказчика и исполнителя в рекламной цепочке.
Предупредительных в воздух нет. Увидят – оштрафуют. Вот таблица с цифрами:
База по маркировке рекламы в 2025 закончилась. Маркировать или не маркировать — дело твоё. Мы, конечно, крутые, но РКН круче, поэтому я бы не рисковал.
Заходи в агентство, если нужен регулярный продающий контент.
Не болей, до скорого!