Меня зовут Евгений Жагалтаев, я основатель Московской школы ораторов и тренер по публичным выступлениям. Часто люди приходят ко мне с похожими ситуациями: «Не умею отвечать на неудобные вопросы», «Не могу правильно рассказать о себе», «Говорю, но меня не слышат или не понимают». За 25 лет я обучил более 12 000 человек от студентов до руководителей крупных компаний, от врачей и юристов до менеджеров и финансистов, и знаю, что научиться правильно говорить и побороть страх может каждый. В этой статье расскажу, как самостоятельно решить три частые проблемы, которые приводят на ораторские курсы.
Знакомо? «Меня зовут... ну, я, в общем, занимаюсь...» — и дальше все расползается. Люди слушают, но не понимают: кто вы? Зачем вы здесь? Что хотите? Самопрезентация — это не формальность, а навык. Она бывает профессиональная — для работы и учебы, и личностная — для всех остальных случаев. В нее обязательно должны входить ответы на два вопроса: кто вы и чем можете быть полезны. У хорошего спикера всегда есть в запасе несколько версий: презентация себя как эксперта, и рассказ «по-человечески», с примерами и эмоциями.
Рассказывайте про главное. Если вы общаетесь с инвесторами, в первую очередь говорите о крупных коммерческих успехах. А вот участие в разовых волонтерских инициативах или небольших хобби-проектах можно оставить за кадром или не упоминать подробно.
Самопрезентация — это азы, которым я учу на курсе ораторского мастерства. На занятиях сначала 30 минут теории — и остальные полтора часа — практика. Ученики готовят трехминутный рассказ о себе и выступают перед группой, а потом мы разбираем ошибки. Работа над ошибками — это самое эффективное. И моя задача как тренера — создать для человека безопасное пространство, где не страшно ошибиться и никто не осуждает. Я сразу вижу, где в выступлении проблемы, и помогаю с ними справиться — профессиональная обратная связь очень важна. Каждому мы индивидуально даем упражнения и в классе, и для домашней работы. Они несложные, и если их делать, быстро придешь к результату. Проходит 2–3 недели, человек говорит: «Ух ты! Как это? А что случилось? Я уже свободно себя чувствую на людях». И это навсегда, больше не уйдет. Как кататься на велосипеде. Научился? Уже не разучишься.
Наша ученица Ольга очень хотела стать руководителем департамента. Все компетенции были, но повышение как-то не шло: ее не замечали и не назначали. Она просто очень хорошо работала и думала, что это когда-нибудь заметят. При том что Ольга большой профессионал, она боялась заявлять о себе. И вот, через три месяца занятий доклад Ольги на аудиторию 400 (!) человек увидел вице-президент. Ольга получила назначение, и ее зарплата увеличилась в несколько раз.
Часто запрос такой: «Меня повысили, мне нужно вести совещания и участвовать в переговорах, а я говорю неубедительно, и меня не слышно».
Проблема не в голосе, а в энергетике речи. Существует условная шкала энергетики речи от 0 до 20. Ноль — это молчание. Двадцать — оратор, кричащий с пеной у рта. Хорошая рабочая энергетика — от 12 до 16. Это когда в меру активно, не монотонно, но и не агрессивно.
Есть заблуждение, что главное в выступлении — это проговорить текст, но на самом деле тонкостей больше — чтобы вас слышали и слушались важно управлять телом, жестами, эмоциями и уметь создать атмосферу. Если об этих вещах не подумать заранее, придется ориентироваться по ходу выступления, а это не очень удобно и не всегда получается.
Слова важны, но впечатление создает невербалика: как вы держитесь, как стоите, как смотрите. И, конечно, ваша одежда — это часть коммуникации. Да, можно ходить в шортах, если вы Цукерберг. Но если нет — лучше выглядеть как человек, которому можно доверять.
Мы со студентами занимаемся энергетикой речи в рамках отдельного модуля, потому что у всех разные «исходники», и общими рекомендациями не обойтись. Кто-то говорит и смотрит в пол. Знакомо? А говорить нужно, чтобы был подбородок параллельно полу, держа зрительный контакт с разными частями зала. Кто-то неправильно выходит и неправильно здоровается. И на это нужны разные упражнения и отработка на практике.
Бывают люди гиперактивные, они шевелятся, как на шарнирах. С такими мы учимся просто стоять. Я говорю: «Вам упражнение в следующий раз такое. Вы превращаетесь в статую. У вас руки и ноги не шевелятся. Я вам скажу, как встать, так и стойте, шевелите только головой». Человек говорит: «Зачем?» Я говорю: «А затем. Тело должно привыкнуть и понять. Оно будет выполнять только то, что вы ему скажете». А бывает наоборот. Человек просто стоит на месте зажатый, и мы ему говорим: «Вы сейчас будете говорить, идя отсюда вот сюда». И он учится говорить на ходу.
Это самый частый страх среди моих студентов. Люди боятся, что потеряют контроль над ситуацией. Что кто-то громко не согласится, перебьет, поставит под сомнение их компетентность. И знаете что? Так действительно бывает. И это нормально. Мы упускаем очень многое из-за этого страха: не можем попросить повышение, прибавку к зарплате, молчим в тот момент, когда нужно высказаться. Хотя бояться абсолютно нечего.
Ваша задача — сохранить темп, не дать себя сбить. Правильный оратор — это машинист локомотива: вы тянете состав. Если вас кто-то тянет назад, надо не остановиться, а грамотно перехватить управление.
Модуль с тем, как отвечать на неудобные вопросы, у нас называется «Работа с трудной аудиторией». Обучаем импровизации, навыку отвечать, а не молчать, тренируем реакцию — все это очень важно в публичных выступлениях, особенно на крупном мероприятии, где одним «неправильным» ответом можно испортить репутацию. Моделируем ситуации. Студенты работают в мини-группах по 3–5 человек: задают друг другу провокационные вопросы. Если ты научился на них отвечать в учебном классе, то и в реальной жизни сможешь точно так же.
Я настраиваю учеников на то, что они пришли преодолевать страх и менять свою жизнь. Очень радуюсь, когда после курсов их жизнь улучшается: новые должности, другой доход, даже личная жизнь иногда меняется. Бывает такое, что на первом и на финальном занятии ученик — это два разных человека. Конечно, профессиональный оратор прокачивает навык всю жизнь, но твердую базу можно получить за 8 занятий. Научиться правильно говорить, убеждать, использовать свое обаяние в работе может любой, главное — не бояться и идти вперед. Вот что я понял за годы практики.