Масла категории API SQ: и защита, и экономия

2025-12-18 10:09:56 Время чтения 6 мин 65

В 2025 году была введена в действие новая спецификация моторных масел API SQ. Что дают потребителю такие смазочные материалы и нужно ли менять на новый продукт то, что уже используется?

Стандартизация исторически присутствует на рынке смазочных материалов, она обеспечивает совместимость продукции, повышает качество и безопасность товаров. Сегодня в индустрии моторных масел для легковых и коммерческих автомобилей используется несколько международных спецификаций: соответствующие обозначения указываются в сервисной книжке. Наиболее широкое распространение имеет спецификация API (American Petroleum Institute, Американский институт нефти), именно она является «законодателем мод» для всех региональных и национальных стандартов, устанавливая новые методы оценки эксплуатационных характеристик смазочных материалов.

Весной 2025 года API ввела новый уровень качества масла API SQ для бензиновых двигателей. Речь идет о следующей ступени эволюции моторных масел после API SP, появившейся вследствие того, что на моторах с непосредственным впрыском неожиданно стал наблюдаться неведомый ранее эффект LSPI (преждевременное воспламенение топливной смеси на малых оборотах). Побороть указанное явление удалось за счет особой комбинации моющих присадок с пониженной долей кальция, применяемых в маслах API SP.

А чем же отличаются масла нового уровня? Отличий довольно много. В процессе испытаний теперь проверяются не только свежие образцы масел, но и состаренные, что позволяет оценивать их характеристики в условиях, максимально приближенных к эксплуатационным. Например, проверка защиты от преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (опять-таки, тест на LSPI) теперь проводится на масле, искусственно состаренном в течение 72 часов. В процессе испытаний на соответствие API SQ теперь проверяются не только свежие образцы масел, но и состаренные.

Это еще не все. В продуктах новой спецификации заметно подросла суммарная топливная экономичность — это показатель, который отражает способность моторного масла снижать расход топлива за счет уменьшения трения между деталями двигателя. По сравнению с маслами категории SP, улучшение составило от 4,9 до 16,1 % для свежих масел и от 7,7 до 20 % до продуктов, состаренных в течение 125 часов. Кроме того, улучшена на 33 % прокачиваемость масла при низкой температуре (–35 °С), усилена защита от высокотемпературных отложений на поршнях, введено ограничение содержания сульфатной золы (? 0,9 %), расширен список совместимых с новым продуктом материалов и так далее.

Практически все крупные мировые производители моторных масел уже озаботились приведением своей продукции в соответствие с последними нововведениями. На российском рынке с этим сложнее, так как большинство локальных брендов и оставшихся в России компаний фактически лишены стабильного доступа к присадкам «большой четверки», а ведь именно они входят в оригинальные рецептуры моторных масел ведущих международных брендов. Масла категории API SQ полностью взаимозаменяемы с однотипными маслами прежних градаций: SP, SN.

В то же время есть компании, заявившие о соответствии своих продуктов стандарту API SQ. Среди них — «ЛУКОЙЛ». Как отметил в своем докладе на отраслевой конференции директор по науке ООО «ЛЛК-Интернешнл» Андрей Стерхов, практически все премиальные продукты были разработаны в компании после 2022 года на основе новых компонентов: «От нас потребовались определенные усилия по адаптации, появилась новая команда инженеров. Разработка велась в двух научных центрах — в Новополоцке и Волгограде».

Примечательно, что «ЛУКОЙЛ» завершил тестирование в независимой лаборатории по спецификации API SQ еще в январе 2025 года. Результаты стендовых испытаний показали, что по ряду показателей масла Lukoil Genesis стандарта API SQ даже превышают предъявляемые новой спецификацией требования. «Прошли тест LSPI на свежем масле c показателем “ноль явлений”, а на состарившемся масле получили очень большой запас», — отметил Стерхов. Существенно, что в премиум-продуктах «ЛУКОЙЛ» используется до 90 % компонентов собственного производства. «Из импортного разве что фенольные антиокислители, но и их уже в ближайшем будущем планируется заместить», — уточнил собеседник.

Само собой, масла категории API SQ полностью взаимозаменяемы с однотипными продуктами прежних градаций: SP, SN. Владельцам возрастных машин специально гоняться за ними особого смысла нет, но если ваш мотор с прямым впрыском (а он стоит практически на всех современных китайских автомобилях), то такое масло даст дополнительную уверенность в том, что всякие громкие стуки в моторе, падение мощности и прочие риски, связанные с преждевременным воспламенением рабочей смеси, точно обойдут стороной. Ну и экономия топлива, которая в реальных условиях зачастую смехотворная.

Владельцам совсем новых машин важно учитывать, что применение смазочных материалов не соответствующих спецификациям производителя, может стать основанием отказа в гарантийном ремонте. Поэтому перед заменой масла всегда стоит проверять актуальные требования в руководстве по эксплуатации автомобиля, чтобы избегать ненужных рисков.