Mobile First от Google: как подготовить сайт к индексации в 2025 году

2025-10-23 12:29:47 Время чтения 11 мин 550

В прошлый раз я рассказывал, что такое подход Mobile First и как он работает на примерах. Сегодня - о том, как он влияет на SEO и как оптимизировать под него сайт.

Как Mobile First влияет на SEO

Стандарт Mobile First разворачивался поэтапно, и часть сайтов еще долго индексировалась по старым правилам. Google объявил о завершении перехода 5 июля 2024 года.

Для всей индустрии новая политика Google стала сигналом того, что сайтам требуется пересмотреть свое отношение к SEO. Раньше можно было вырваться вперед за счет ключевых слов и хорошей ссылочной массы. Сейчас к этому добавились другие факторы, влияющие на пользовательский опыт: удобство интерфейса, скорость загрузки, читаемость текста.

Сайты без мобильной версии или с плохой адаптацией для смартфонов сильно теряют в рейтинге. Они могут оказываться в конце выдачи, даже если с текстовым контентом для SEO у них все в порядке.

Как подготовить сайт к оптимизации Mobile First.

Вот как можно улучшить SEO согласно требованиям Google:

  1. Замените большие файлы и тяжелый код, чтобы сайт загружался быстрее.
  2. Учтите, что на мобильном экране лучше выглядят компактные тексты, разбитые на короткие абзацы.
  3. Текст и элементы интерфейса должны хорошо читаться — подберите подходящие шрифты и их размер.
  4. Не перегружайте экран лишними кнопками и баннерами, оставьте только самое важное.
  5. Любые элементы CTA должны быть активными и вести на релевантные страницы.

Проверить скорость вашего сайта можно через специальные сервисы: например, с помощью этого инструмента. Вы увидите, как быстро ваш сайт будет загружаться в браузере у пользователя: отдельно на мобильной версии, и на десктопе.

Интерфейс инструмента для проверки скорости сайта.
Интерфейс инструмента для проверки скорости сайта.

Рекомендации от Google по реализации Mobile First

Советы по Mobile First из первых рук собраны в справочных материалах Google. Компания подробно рассказывает про то, как подружить ваш сайт с этим механизмом индексации и избежать многих описанных выше проблем.

Используйте адаптивный дизайн

Адаптивный подход позволяет создать единый проект для десктопа и мобильных устройств. Такие сайты требуют меньше усилий для работы и отлично подстраиваются под любой сценарий использования. Google утверждает, что это самый эффективный и современный подход к Mobile First.

Есть и альтернативные варианты:

  1. Динамический показ. На разных устройствах используется одинаковый URL, но показывается разный код HTML.
  2. Отдельные URL для разных версий. Классический пример — мобильная версия на отдельном поддомене.

Google не исключает использование этих способов, но отмечает, что их реализация потребует дополнительных действий.

Обеспечьте Google доступ к вашему контенту

Поисковые роботы должны иметь возможность видеть ваши страницы и их содержимое, чтобы добавлять их в индекс Google, поэтому:

  1. Не блокируйте ссылки с помощью атрибутов disallow и robots.
  2. Не прячьте важный для SEO контент за дополнительными действиями — раскрывающимися элементами, кнопками и т.д.

Размещайте одинаковый контент и данные во всех версиях

Google тщательно проверяет соответствие содержания сайтов между разными версиями. Без этого поисковый робот может решить, что это два разных сайта, что может привести к проблемам с SEO.

  1. Публикуйте на мобильной версии тот же контент, что и на десктопной.
  2. Структурируйте данные одинаково для обеих версий.
  3. Прописывайте одинаковые метаданные для заголовков и описаний.

Проверьте видео и изображения

Визуальный контент может сыграть критическую роль в том, как себя ведет сайт. Google не должен сталкиваться с долгими загрузками или битыми файлами.

  1. Используйте оптимальные веб-форматы: например, JPEG, PNG, WebP для фото и MP4, MOV и WebM для видео.
  2. Публикуйте качественные изображения в обеих версиях.
  3. Используйте одинаковые теги и названия файлов для всех платформ.
  4. Размещайте фото и видео там, где они видны пользователю.

Советы для мобильных версий с отдельными URL

Если вы делаете мобильную версию на альтернативном адресе:

  1. Подтвердите право собственности на обе версии сайта в Google Search Console.
  2. Создайте одинаковые страницы для сообщений об ошибках и убедитесь, что они работают корректно.
  3. Не используйте фрагменты URL — части ссылок, которые начинаются с #.
  4. Проверьте атрибуты href=lang, canonical и alternate, а также настройки robots.txt.
  5. Обеспечьте достаточную мощность серверов, чтобы они могли справиться с повышением мобильной индексации.

Частые проблемы при переходе на Mobile First

Проблемы с ранжированием по принципу Mobile First могут возникнуть, если:

  1. Адаптивный дизайн оказывается слишком тяжелым и медленно работает.
  2. Используются сложные виджеты, которые долго загружаются.
  3. Важный контент виден не сразу, а требует нажатия кнопки или раскрытия меню.
  4. Удалены или спрятаны изображения и видео.
  5. Не все элементы HTML, CSS или JS доступны в мобильной версии.

Ошибки, убивающие мобильную индексацию

Подробно рассмотрим некоторые ошибки, которые касаются мобильной версии.

Различия в контенте двух версий сайта

Напоминаем: в индекс поисковика не попадает то, что Google не видит на мобильной странице. Даже если более полное содержимое есть в десктопной версии.

Если вы относитесь к мобильной версии как к краткому пересказу «основной» версии, значительная часть пользователей может не получить нужную информацию или вовсе не увидит ваш сайт в поиске.

Да, разработчики могут сократить тексты и скрыть некоторые элементы, чтобы подогнать внешний вид под маленькие экраны, но это плохо скажется на рейтинге. То же касается и SEO-элементов — title, description и заголовков.

Подписывайтесь на наш ВК и Телеграм, чтобы узнавать последние новости SEO и нейросетей, а еще подсматривать новые фишки продвижения.

Неправильные настройки атрибутов

Одинаковое содержание разных страниц может восприниматься поисковиком как копирование, что может негативно сказаться на SEO. Чтобы этого не происходило, нужно корректно прописывать атрибуты страниц, когда вы дублируете мобильную версию на другом URL.

  1. rel=”canonical” говорит, что текущая версия страницы является основной, а значит и предпочтительной для индексации. С учетом Mobile First канонической логично делать именно мобильную страницу.
  2. С помощью rel="alternate" можно прописать альтернативные версии страницы. Так Google увидит, что это не просто копия страницы, а ее вариация для другого языка или платформы.

Некоторые владельцы исключают мобильную версию сайта из robots.txt, чтобы попытаться вести трафик на десктоп и не беспокоиться об атрибутах. Но в таком случае поисковый бот, работающий по принципу Mobile First, вообще не увидит ваш сайт и не сможет добавить его в индекс.

Проблемы дизайна

Для алгоритмов важен дизайн страниц и его пригодность для небольших экранов. Если текст на сайте приходится приближать, а в меню можно промахнуться и нажать не туда, это признак плохо проработанного UX. Потенциальные проблемы для посетителей отражаются на индексации, когда их замечает Googlebot.

По мнению пользователей Reddit, государственные сайты — одни из самых уродливых, когда дело касается мобильного дизайна.

Что по итогам

Mobile First — важная концепция для SEO в 2025 году. Сегодня это основной алгоритм для индексации в Google. Правильная адаптация вашего сайта к Mobile First поможет вам занимать первые места в выдаче и сделать ваш сайт более видимым для клиентов.

Для успеха вам потребуется сайт, удобный для клиентов и понятный для поисковых роботов. Вся информация должна быть оптимизирована для экрана смартфона, хорошо читаться и — буквально — быть как на ладони.