Рассказываю, что такое Mobile First, зачем он нужен и как работает в 2025 году.
В 2019 году Google публично заявил о том, что теперь для индексации поисковик будет смотреть в первую очередь на мобильную версию сайта. Такой подход к SEO компания назвала термином Mobile First — «мобильный в первую очередь».
Переход к новой модели стал ответом на то, что все больше людей пользуются интернетом с мобильных устройств. К моменту запуска Mobile First доля заходов в сеть со смартфона или планшета была практически равна доле захода с персональных компьютеров. По данным Statista, в 2025 году мобильный трафик составляет более 62% от общего объема использования интернета по всей планете.
Переместив фокус на мобильные версии сайтов, Google учел эти современные реалии. Сейчас на первые позиции в поиске выходят те, кто успешно адаптирует свои страницы для разных сценариев и предлагает удобство использования на небольших экранах.
С помощью мобильного приоритета Google добился сразу нескольких целей:
Анализ и оценка сайта происходит автоматически. Поисковые роботы переходят по ссылкам, сканируют каждую страницу и добавляют ее контент в огромную базу данных — индекс Google.
Раньше компания использовала две версии роботов: мобильный Googlebot Smartphone и десктопный Googlebot Desktop. Каждый из них имитировал действия разных пользователей: смартфона и десктопа соответственно. После введения Mobile First все операции обрабатываются только через Googlebot Smartphone.
Чтобы понравиться этому поисковому боту, сайт должен быть заточен под использование со смартфонов и планшетов. Алгоритмы оценивают удобство интерфейса, наполненность контентом, скорость обработки медиа и другие параметры. Метатеги и технический код страниц тоже сканируются в мобильном варианте.
Подписывайтесь на наш ВК и Телеграм, чтобы узнавать последние новости SEO и нейросетей, а еще подсматривать новые фишки продвижения.
Хотя сам по себе Mobile First — механизм индексации в Google, этот подход значительно изменил то, как сейчас выглядит интернет. Новые правила Google повлияли на то, как мы разрабатываем сайты, если хотим добиться максимальных результатов в выдаче поисковика.
UX мобильных версий стал предлагать полноценную функциональность. Теперь мы можем узнать схему проезда, сделать заказ или посмотреть видео без помощи десктопа. Даже облегченные мобильные страницы на отдельном поддомене с предложением «открыть версию для компьютера» ушли в прошлое. Их место занял адаптивный дизайн или сайты, изначально созданные для отображения на экране смартфона.
Понятие Mobile First часто используют, чтобы описать особый подход к дизайну. Теперь многие разработчики берутся за проекты в первую очередь с мобильной стороны и относятся к этой версии сайта как к основной. Это позволяет сразу подстраивать весь контент под требования поисковика и ожидания пользователей.
Термин Mobile Friendly применяется, чтобы оценить готовность сайта к использованию на мобильных устройствах.
Чтобы провести анализ вашего сайта и получить рекомендации по улучшению SEO, можно использовать Анализ сайта. Вы ознакомитесь с более чем 80 показателями: метрики, ссылки на сайт и поисковые запросы, внутренняя оптимизация, посещаемость, техническое состояние и т.д.
Такая проверка пригодится и для страниц, которые адаптируются под смартфоны с десктопа, и для сайтов, сделанных по методу Mobile First.
Один из способов реализации Mobile First — создание отдельной мобильной версии. Обычно она размещается на поддомене вида m.site.com и дублирует основную версию.
Более современный способ сделать свой сайт Mobile Friendly — использовать адаптивный дизайн. Это метод верстки, при котором контент не дублируется для разных устройств, а подгоняется под размер экрана.
И у мобильной версии, и у адаптивного дизайна есть свои плюсы и минусы. Тем не менее, именно адаптивный подход сегодня считается стандартом веб-разработки и рекомендуется Google для соответствия Mobile First.
Адаптивный дизайн — самый распространенный способ создания удобной и полноценной версии сайта для просмотра со смартфона. Нагляднее всего его удобство видно на страницах с контентом, который выстроен по сетке.
Если сайт состоит из нескольких разделов, при разработке мобильного варианта их могут убирать в меню-бургер или добавлять отдельные кнопки, ведущие на них. Тогда сайт становится похож на мобильное приложение.
Классические мобильные версии на отдельных поддоменах постепенно уступают место адаптивным вариантам. Но не все крупные сайты спешат перенимать новые принципы. В их число входит, например, «ВКонтакте». Соцсеть сохранила поддомен, хорошо оптимизированный для мобильного просмотра.
Вот несколько ситуаций, в которых качественный мобильный дизайн и проработанное SEO становятся залогом успеха.
Во всех этих вариантах важную роль играет доступность и скорость, которую предлагает мобильный сайт. В этом он выигрывает даже у приложения, которое нужно сначала скачать, а потом войти в него.
В следующей статье расскажу, как Mobile First влияет на SEO в 2025 году и как подготовить сайт к оптимизации.