«Нет роста у сотрудников»«Они не знают, куда двигаться»«Все делают “просто задачи”, и никто не растёт»
Часто причина — отсутствие понятной и живой системы развития. А не мотивации или зарплаты.
Одна из самых рабочих практик — ИПР, индивидуальный план развития. Но у многих он ассоциируется с бюрократией и “бумажками для HR”.
Разбираемся, как он может реально помочь — и сотруднику, и руководителю, и компании.
ИПР — это ответ на вопрос:
«Что конкретно должен освоить/улучшить человек, чтобы стать на одну ступеньку лучше/выше/сильнее?»
ИПР: — фокусирует рост (вместо «развивайся вообще») — создаёт рамки обоюдных ожиданий — показывает, что рост — не абстракция, а работа. А еще защищает от выгорания и не дает утонуть.
Я в своей практике видел много разных ИПР. Как для самого себя от моих руководителей, так и для сотрудников. Дальше я расскажу, какой на мой взгляд "идеальный ИПР" и из чего он должен состоять.
- Вписан в роли и задачи сотрудника
- Не больше 3-5 (зависит от деятельности) направлений развития на цикл (3–6 месяцев)
- Привязан к измеримым результатам: как изменится работа сотрудника после освоения новых навыков?
- Подразумевает регулярные сверки (а не только в конце)
Пример:
Роль — медиастратег. Цель ИПР — повысить качество презентаций и спича при защите. Метрика — % защищенных стратегий + обратная связь от коллег и самого клиента.
Сценарий 1 — У сотрудника есть потенциал, но он буксует — ИПР поможет сфокусировать усилия и снять тревожность
Сценарий 2 — Менеджер не знает, как оценивать софт скилы — ИПР задаёт рамки, что считать «ростом» в коммуникации, эмоциях, взаимодействии с людьми
Сценарий 3 — Команда чувствует, что «делает одно и то же» — ИПР показывает, что рост — это не смена должности, а смена уровня и качества выполнения таких же задач
— Составлен «про запас» и забывается через 2 недели— Не привязан к текущей роли или проекту— Слишком общий: «улучшить коммуникацию», «развить критическое мышление»— Не поддаётся проверке — и превращается в красивую таблицу
Хороший ИПР — это не HR-документ и делается не просто для галочки. Это привычка руководителей наблюдать и видеть, где человек может стать лучше — и говорить с ним об этом, помогая покорять новые вершины карьеры.
Это часть управленческого мышления. И это сильно дешевле, чем искать новых людей.
- Понаблюдать за работой сотрудника и сформировать свое мнение, каких хардов и софтов ему не хватает или что было бы хорошо подтянуть
- На очередном one2one спросить самого сотрудника, какие он сам видит для себя пробелы в навыках, как хардовых, так и софтовых. Что он сам хотел бы подтянуть и освоить нового.
- Исходя из 1 и 2 пункта сформировать максимально полный список тем и направлений, которые подойдут для развития этого сотрудника. Тут не боимся большого кол-ва тем, потому что далее...
- Делим все темы на приоритеты: тут все ситуативно и зависит от направления деятельности, критичности текущих проблем и минимального набора скилов для каждой позиции, которые ты, как руководитель, определяешь для своей команды. Хорошо, если получится разделить на 3-5 приоритетов: 1 — то, что нужно освоить в ближайшее время. 2 — то, что важно, но может чуть подождать. 3,4,5 и т.д. — направления для роста на перспективу (следующие грейды/позиции/должности)
- Берем в работу первый приоритет направлений и определяем для него период. В большинстве случаев я рекомендую 3 месяца, но этот срок может меняться в зависимости от специфики деятельности.Что значит берем в работу? — значит начинаем готовить план (я любитель формата таблиц), в котором по каждому месяцу расписаны темы и направления для изучения. В январе тема 1 и 2, в феврале тема 3, в марте тема 4 и 5.Но добавить просто тем и направлений мало — не забудьте позаботиться о том, чтобы сотрудник понимал где черпать информацию. Если есть записи хороших обучений или дельные статьи в сети — приложите их. А для тем, где не сложно найти информацию самому (например, изучение новых функций в эксель), лучше оставить простор для самого сотрудника на самостоятельный поиск инфы.
- И остается последний шаг — добавить точки контроля. Я обычно придерживаюсь правила проведения встреч по ИПР 1 раз в месяц. На такой встрече сотрудник рассказывает, что изучил, что было понятно, а что нет. Задает вопросы и уточнения по той или иной теме. А я даю свою обратную связь, дополняю или корректирую какие-то вещи и в целом убеждаюсь, что тема освоена. Для хардовых тем можно добавлять устные тесты и просить решить кейсы. Любая теория должна закрепляться на практике.
- БИНГО! Вы великолепны. Сотрудник рад, что его развитию уделяется достаточно внимания. Твой внутренний руководитель рад, что команда не стоит на месте, развивается и растет.Конечно, если перед стартом ИПР ты убедился, что сотрудник имеет достаточно интереса и мотивации к развитию, а не задается молчаливым вопросом "на кой фиг мне это все надо"))
📬 В моем ТГК — больше наблюдений, кейсов и практических идей о digital, командах и маркетинге без героизма и инфошума. 👉 https://t.me/digital_shvykoff